19.06.2009 12:00
Теги
19.06.2009 12:00

Эта территория зовется акваторией

Как инспекторы ГИМС спасают утопающих

Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России исполнилось 25 лет. Накануне юбилея корреспонденты газеты «Областная» совершили рейд по Ангаре вместе с патрульной группой ГИМС. Какие нарушения встречаются на воде и кого обычно приходится спасать, нам рассказали лучшие инспекторы Сибири.

Жаркий июньский день. На острове Юность на базе ГИМС инспекторы Иван Поварнин и Сергей Фаткулин облачают представителей СМИ в ярко-желтые спасательные жилеты. Теплые куртки, которые нам посоветовали взять, чтобы не мерзнуть во время скоростного «путешествия» по реке, явно не пригодятся.

– Молодцы, что взяли теплую одежду, вдруг бы дождь пошел или ветер поднялся, тогда бы мало не показалось. Мы, бывает, настолько промокаем, что форменные куртки уже не помогают согреться, – рассказывают инспекторы.

Мобильная группа патрульной службы, в которой служат Иван Поварнин и Сергей Фаткулин, по итогам прошлого года была признана лучшей в Сибирском федеральном округе. Да и в целом по стране они стали вторыми, незначительно уступив только сочинцам. В зону их ответственности входит участок на реке Ангаре от плотины Иркутской ГЭС до поселка Мегет. Участок внушительный, на его протяжении находится шесть лодочных станций, к каждой приписаны многие десятки лодок.

– Куда едем? – спросил нас старший госинспектор ГИМС Иван Поварнин.

– На ваше усмотрение, главное – нарушителей задержать, – отвечаем мы.

К нашему сожалению, акватория Ангары в районе Иркутска совершенно пустынна. Ни одной лодки, и это несмотря на испепеляющую жару. Но вот видим моторку с тремя пассажирами, направляющуюся к причалу на левом берегу реки. Две женщины и один пожилой мужчина удивленно смотрят на объектив фотокамеры.

– Попадем в историю, Константиныч, – со смехом говорит одна из дам. И вместе со спутницей выходит из лодки на причал и отправляется куда-то по своим делам.

Водитель судна, представившийся нам Николаем Константиновичем, немного поворчал, что инспекторская лодка заняла его место на причале, предъявил документы сотрудникам ГИМС.

– Документы в порядке, а почему у вас жилет не желтого цвета? Издалека было не понять, что на вас надет именно спасательный жилет. Обшейте его как положено желтой тканью, чтобы лишний раз мы вас не останавливали, – наставляет водителя лодки Сергей Фаткулин.

Отсутствие на пассажирах лодок спасательных жилетов – одно из самых частых нарушений правил по управлению маломерными судами. Рыбаки, а именно они большей частью разъезжают на своих «моторках» по Ангаре, даже если возьмут с собой жилеты, не всегда их надевают, объясняя, что в них жарко. Но упорная борьба ГИМС с такими нарушителями из года в год улучшает ситуацию. Это как с ремнями безопасности на автомобилях – постепенно люди приучаются заботиться о своей же собственной безопасности.

Далее следуем к плотине ГЭС. Инспекторы показывают нам белые треугольные знаки, расположенные на берегу, которые запрещают въезд на эту территорию. Тем не менее иногда рыбаки это требование игнорируют и пытаются устроить рыбную ловлю в неположенном месте.

– При заходе в «запретку», как и для автомобилистов, предусмотрен штраф. Совсем уж близко к плотине рыбаки заплывать побаиваются, все-таки стратегический объект, но чуть поодаль мы иногда их встречаем, – рассказывает Сергей, пока его напарник Иван разворачивает руль, чтобы направить катер к старому Ангарскому мосту.

Проезжаем мимо Юности, здесь, особенно в выходные и праздничные дни, владельцы лодок за определенную плату предлагают отдыхающим прокатиться по Ангаре. Мы поинтересовались, насколько это законно. Оказалось, что все требования безопасности такие «предприниматели» соблюдают, а пассажиров обеспечивают спасательными жилетами. Но вот имеют ли они лицензии на свою деятельность, инспекторы проверять не вправе, это дело милиции и других компетентных органов.

А вот и мост, с которого с месяц назад прыгнула девушка. Это была попытка суицида, но, к счастью, самоубийцу спасли инспекторы ГИМС.

– Хорошо, что наша лодка в этот момент была на воде и мы довольно недалеко находились, – рассказывают инспекторы. – Как только поступил сигнал, на всей скорости ринулись к месту происшествия. Девушку уносило течением, и когда до нее оставалось метров триста, она уже была как поплавок – то исчезнет под водой, то вынырнет. Боялись, что не успеем. Но повезло.

– Вас как-то отметили?

– Конечно, дали премию, – отвечает Сергей Фаткулин.

Увы, такие спасения случаются нечасто, в этот раз помогло стечение обстоятельств. Во-первых, о попытке самоубийства вовремя сообщили очевидцы, во-вторых, инспекторы были рядом, ну и, в-третьих, девушка была изрядно пьяна и поэтому не успела испугаться, что позволило ей продержаться на воде, пока не пришла подмога.

Впрочем, была бы она трезвой, вообще не решилась бы сброситься с моста. Алкоголь никогда не доводил до добра, особенно на воде. Мобильной группе ГИМС часто приходится вылавливать лодочников в изрядном подпитии. За такое нарушение полагается штраф и лишение прав на полгода. Вот так: раз попадешься – и весь навигационный сезон пойдет насмарку.

– В прошлом году был случай – в борт нашего катера влетела лодка. Когда мы перепрыгнули в судно нарушителя, увидели, что он мертвецки пьян. Похоже, даже не понимал, что врезался в катер ГИМС. Мы его доставили на берег, а он вообще не мог ориентироваться в пространстве, сошел с катера и направился не на сушу, а назад в реку. Вот с такими гражданами приходится работать, – вспоминают приключения в своей работе наши спутники.

Рейд подходит к концу, а лодок мы так и не видим. Инспекторы объясняют, что до

25 июня запрещена рыбалка, вот владельцы лодок и не выходят в плавание. Как только запрет снимут, вся акватория будет запружена маломерными судами.

Интересуемся, а бывают ли погони, может, у кого-то есть лодки с более мощными двигателями. Оказывается, на участке Сергея и Ивана их судну конкурентов нет, догонят любого, а вот выше по реке, за плотиной, бывают более быстроходные катера и лодки.

– Кто хорошо знает эти места, может, конечно, и попытаться от нас спрятаться, но обычно люди не рискуют, когда мы на рейде, – комментируют инспекторы.

На обратном пути ГИМСовцы рассказали, как попали они на эту работу. Ивана Поварнина позвали знакомые, а Сергей Фаткулин устроился с помощью… телевидения.

– Это было два года назад. Я тогда учился в Академии водного транспорта и работал в охранном агентстве. И вот на иркутском телеканале увидел прямую линию с начальником областного Главного управления МЧС Вячеславом Эглитом, решил позвонить в прямой эфир и, на удивление, получил приглашение в ГИМС. Сразу же меня направили на этот участок.

Рейд завершился, и обошелся он без поимки нарушителей. Впрочем, инспекторы от этого не расстроились, порядок на участке – в том числе результат их работы. Но все-таки предложили нам совершить еще одну поездку уже после открытия сезона рыбалки.

– Работы будет много, – предупредили нас Иван и Сергей.