19.06.2009 12:00
Теги
19.06.2009 12:00

Альтернативное образование не в фаворе

Единственный частный детсад Иркутска на грани закрытия

Не в первый раз уже газета «Областная» обращает внимание на судьбу иркутского негосударственного детского сада-школы «Жемчужина». В номере 29 от 18  марта мы сообщали, что в этом учреждении проводили проверку сотрудники ОБЭП, причем действовали милиционеры довольно жестко. Прокуратура и Управление собственной безопасности ГУВД усмотрели в действиях оперуполномоченных частичные нарушения. Но на этом проблемы «Жемчужины» не закончились: в мае следователи УВД Иркутска инициировали возбуждение уголовного дела в отношении заведующей по статье «Незаконное предпринимательство», позже отмененное. Сейчас снова решается вопрос об уголовном преследовании руководства детсада, поводом служит отсутствие лицензии. В ситуации разбирались наши корреспонденты.

Всего в Иркутске десять негосударственных детских садов, учрежденных физическими лицами, однако девять из них работают максимум пять часов в день. Только в «Жемчужине» дети находятся полный день. Пока находятся. Действие лицензии учреждения истекло. Этот факт и стал формальным поводом для милицейских проверок и уголовного преследования заведующей.

– В конце мая мы получили письмо из управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области. В нем нам разъяснили действия сотрудников ОБЭП и сообщили, что следователем ОВД по городу Иркутску 8 мая в отношении меня было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное предпринимательство», хотя я вообще не предприниматель. Но 13 мая городская прокуратура отменила постановление о возбуждении уголовного дела, – рассказывает заведующая «Жемчужины» Нина Голец.

Женщина недоумевает, почему детсад стал объектом столь пристального внимания милиции. О методах работы людей в погонах руководители учреждения написали целую кипу жалоб. В ответах Управления собственной безопасности ГУВД по Иркутской области и прокуратуры Иркутской области сообщается, что «в действиях оперуполномоченных были установлены частичные нарушения». К слову, педагогов понятие «частичные» не совсем устраивает, но дело уже не в этом. Само существование частного детсада оказалось под угрозой. В последние месяцы учреждение атаковали различные проверяющие инстанции, но никаких серьезных нарушений не выявили. Претензия одна – прекращение действия лицензии.

Почему детсад не может получить столь важный документ, пояснил руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Александр Костин:

– Все предоставленные «Жемчужиной» документы соответствуют законодательству. Штатное расписание, медицинское обслуживание, программное обеспечение, условия содержания детей – все это соответствует санитарным и другим государственным требованиям. Но мы не получили уточнения сроков аренды помещения. А выписать лицензию без продления детским садом договора аренды мы не можем.

«Жемчужина» арендует около 200 кв. м в здании государственного детского сада N 109 по улице Свердлова с 2001 года. Разрешение на аренду выдает департамент образования Иркутска, договор заключается с комитетом по управлению муниципальным имуществом. Причем

КУМИ подписывает договор сроком на календарный год, а департамент дает согласие на учебный год. Но не только в этом загвоздка. Каждый раз, по словам Нины Голец, подписание бумаг затягивается. В этом году в администрацию Иркутска неоднократно по данному вопросу обращался не только детсад, но и служба по контролю и надзору в сфере образования. Однако до сих пор ответа нет, хотя уже 30 августа срок аренды заканчивается.

– Лицензию служба по надзору выдает на срок до пяти лет. А у нас в прошлом году, например, заключался сначала один договор аренды – до конца декабря, а потом другой – до конца августа 2009-го. Теперь вообще не знаем, что нас ждет. По-моему, никому не нужны частные детсады, – вздыхает заведующая.

К слову, некоторое время назад учредители дошкольного учреждения просили городские власти выделить участок земли под строительство отдельного здания для детсада, чтобы не зависеть от аренды. Как рассказал предприниматель Сергей Ронжин, были предложены два участка в Октябрьском округе Иркутска, но один из них принадлежал военным, которые не разрешили строить садик на своей земле, а другой не подошел по санитарным требованиям.

 – Там было 30 соток, а по нормам нужно минимум 50, иначе детям негде будет гулять. К тому же уклон земли был 30–40 градусов, что могло вызвать претензии Роспотребнадзора и пожарных, – говорит Сергей Ронжин. – Мы, кстати, предлагали однажды построить детсад на условиях софинансирования с муниципалитетом, но нам сказали: «Не надо унижать город». Теперь нам не нужно никакой земли, дали бы нормально работать.

Сейчас, пока не решен вопрос с лицензией, в детском саду, по утверждению его руководителей, прекращена вся образовательная деятельность. Здесь только осуществляют присмотр и уход – грубо говоря, детей кормят и укладывают в сончас спать, а развивающих занятий не проводят. Впрочем, на родительской плате это не отразилось, поскольку воспитателям надо получать зарплату, ведь сокращение педагогического состава тоже может стать причиной отказа в выдаче лицензии. Получается замкнутый круг.

Ситуацию с «Жемчужиной» мы попросили прокомментировать начальника департамента образования Иркутска Валентину Перегудову. И вот что она нам сказала, приводим дословно:

– У них нет своего здания, а мы сейчас решаем вопрос по аренде, продлим или не продлим. Дело в том, что у нас очень большая очередь в муниципальные детские сады, поэтому нам тоже нужны эти две группы. Это 50 мест, а  у нас очередь из

20 тысяч детей. Возможно, если  мы найдем какой-то выход для своих детей, то с ними лицензия будет продлена.

Валентина Перегудова ошиб-

лась: в «Жемчужине» не 50, а 32 ребенка. И эти три десятка мест не могут существенно повлиять на сложившийся дефицит.

– Дело в том, что 32 ребенка, которые занимают две группы – это уже максимально допустимый предел. Размещение большего количества детей на такой площади является грубейшим нарушением санитарных требований, – подчеркнул Александр Костин.

Прибавить тут нечего.