Войти в ту же реку
Сергей Эмдин вернулся в кресло гендиректора Иркутскэнерго
На этой неделе ОАО «Иркутскэнерго» снова обрело генерального директора Сергея Эмдина, руководившего компанией до мая 2008 года. На пресс-конференции в среду он заявил, что акционеры поставили перед ним задачу вывести компанию из кризиса «спокойно, без каких-либо эксцессов и напряжений». Главной болевой точкой Иркутскэнерго Сергей Эмдин назвал кредитный портфель и подчеркнул, что проблема не столько в том, что долгов много, сколько в том, что они «короткие». Поэтому предстоит перевести кредиты в разряд долгосрочных. Новый гендиректор также заявил, что не намерен вершить революцию в тарифной политике, стоимость энергии должна и в кризисные времена расти не больше, чем уровень инфляции.
Сергей Эмдин признал, что за тот год, что он руководил другой структурой, ОАО «Иркутскэнерго» сильно изменилось, особенно в части задач, которые перед ним стоят.
– Если год назад все силы были направлены на реализацию новых проектов, перед нами стояла задача выполнить амбициозную инвестпрограмму, то теперь эти планы сдвинулись, по моим ощущениям, года на два-три, – оценивает ситуацию гендиректор. – Но мы не закрыли программу полностью. Такие планы, как электрификация области, проекты, связанные с надежностью энергосистемы, естественно, будут реализовываться. Сейчас стоит задача оперативного управления дебиторской и кредиторской задолженностью. На сегодня это самое главное.
При этом Сергей Эмдин не исключает, что данная работа может привести к усложнению отношений с рядом потребителей. Он выразил надежду на то, что партнеры будут готовы к плодотворному и конструктивному сотрудничеству с энергетиками.
Еще одной болевой точкой Иркутскэнерго Сергей Эмдин назвал кредитный портфель компании, который в основном сформирован из краткосрочных займов, и стоит стратегическая задача перевести их в долгосрочные. По словам гендиректора, этот вопрос решается совместно с акционерами при непосредственном участии Министерства энергетики РФ.
– Надеемся, что к концу года мы закроем эту проблему. В итоге кредитный портфель станет надежным, он не будет подвержен колебаниям текущей конъюнктуры. Мы сегодня не видим проблему в том, что у нас много долгов, мы видим проблему в том, что они все очень короткие. Нам нужны предсказуемые, долгосрочные кредиты.
Комментируя свое возвращение в Иркутскэнерго, Сергей Эмдин сказал, что дать положительный ответ на предложение вновь возглавить компанию его подвигла ситуация в мире и стране.
– Для меня это большая честь – с одной стороны, и большая ответственность – с другой. С моим возвращением акционеры компании связывают надежды, что Иркутскэнерго переживет кризис спокойно, без каких-либо эксцессов и напряжений, и плавно перейдет к нормальной жизни, как только кризис закончится. С одной стороны, задача сложная и тяжелая. С другой – это уникальная ситуация, когда можно войти второй раз в одну и ту же реку, но несколько в ином качестве по причине того, что сейчас совсем другая жизнь, чем год назад, и полномочия гендиректора несколько шире.
Говоря об итогах деятельности своего предшественника на посту гендиректора Андрея Коновалова, Сергей Эмдин отметил, что начало кризиса под его руководством было пройдено без каких-либо серьезных ошибок, а все трудности носили объективный характер.
– В данный момент Андрей Коновалов находится в отпуске, принимает предложения относительно своего дальнейшего трудоустройства, – пояснил он.
В первые дни работы руководителем Иркутскэнерго Сергею Эмдину пришлось подключиться к решению проблем, связанных с остановкой Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. А именно: обсуждать судьбу ТЭЦ, которая входит в единый производственный комплекс с БЦБК, и дальнейшего теплоснабжения города.
– Мы считаем, что основная проблема ТЭЦ – это отсутствие денежных средств, – выразил мнение энергетиков Сергей Эмдин.
Он пояснил, что объекты энергетики не всегда строятся исходя из нужд населения. Байкальская ТЭЦ рассчитана на крупный завод. Если комбинат останавливается, ее мощности становятся избыточными, и если она продолжает поставлять населению энергию по прежнему тарифу, то ее работа будет нерентабельна. Таким образом, снабжая теплом только город, ТЭЦ придется увеличивать стоимость энергии, и та будет запредельной.
– Она дойдет до 1,5 тыс. рублей за гигакалорию при среднем тарифе в 400, – отметил Сергей Эмдин.
Иркутскэнерго предложило свой вариант выхода из ситуации. Компания берет на себя ответственность за теплоснабжение города, ТЭЦ вырабатывает энергию, которая реализуется населению по существующему тарифу. Выпадающие доходы, которые в итоге получат энергетики, должны будут компенсироваться в тарифе следующего года.
В перспективе, считает Сергей Эмдин, если так и не будет принято решение о возобновлении работы комбината или размещении на его площадке другого крупного производства, в городе целесообразно построить электробойлерную мощностью около 50 МВт.
– Это полностью покроет все потребности Байкальска, – уверен гендиректор.– Мы проработали и возможность снабжения города дополнительной мощностью в случае развития, допустим, туристической зоны или небольших производств. На сегодня ограничений по обеспечению энергией данной территории нет, мы можем предоставить Байкальску дополнительно порядка 200–300 МВт.
При этом Сергей Эмдин подчеркнул, что электробойлерная является самым экологичным решением, а в дальнейшем, при газификации Иркутской области, она может быть переведена на голубое топливо.
– Если Байкальск станет развиваться как туристический центр, наверное, не место там угольной ТЭЦ, – считает главный энергетик области.
Отвечая на вопрос, будет ли на период кризиса Иркутскэнерго пересматривать свою тарифную политику, Сергей Эмдин напомнил, что энергетика является достаточно инерционной отраслью и в последние годы увеличение тарифов не успевало за теми темпами, которыми росла экономика в целом.
– В тарифной политике и в кризис, и без кризиса не должно быть революций, – считает он. – Думаю, тариф может подниматься, но в разумных пределах, на процент инфляции и не более того. Наши аппетиты должны быть умеренными, мы не должны включать в тариф какие-то излишние желания. Но при этом не должно быть популизма. Конечно, энерготариф должен подниматься, потому что мы живем не в изоляции, а в рыночных условиях.