Поправки в бюджет-2009
Финансисты, как медики – резали по живому
Центральным вопросом июньской сессии Законодательного Собрания стало внесение изменений в областной бюджет-2009. Наша газета уже не раз писала, что спад производства перечеркнул все прогнозы, на которых строились бюджетные показатели. За пять месяцев, считай полгода, собрана лишь половина ожидаемого налога на прибыль предприятий – основного наполнителя казны. Вряд ли можно ожидать изменения этой негативной ситуации и во второй половине года.
Внушает опасение и подоходный налог. Пока сохраняется его плановый уровень, но продолжающиеся сокращения штатов предприятий оставляют мало шансов на стабильность поступлений. Остальные налоги, даже при их росте, не способны уменьшить дефицит бюджетных средств.
Как выразилась временно замещающая должность министра финансов области Татьяна Поронова, надо смотреть правде в глаза. А правда в том, что доходная часть бюджета завышена и необходимо сократить ее как минимум на 4,4 млрд. рублей – напомним, сейчас она определена в 45,1 млрд. Поскольку часть недополученных доходов планируется покрыть за счет безвозмездных поступлений из федеральной казны, то реальное сокращение составит 3,8 млрд. рублей.
«Самая тяжелая тема», по словам Татьяны Пороновой, – это секвестирование расходов:
– Мы понимали, что режем по живому, но другого выхода просто нет.
Расходы минфин предлагает сократить на 3,9 млрд. рублей. Практически все статьи ужаты до предела. В наименьшей степени пострадал «Северный завоз». Он потерял лишь 92 млн. рублей – 10% от первоначальной суммы. Это и понятно: то, что не удастся завезти сейчас по большой воде, придется потом доставлять по зимникам, во много раз увеличивая транспортные расходы.
Большие потери понесли областные целевые программы. Список стройобъектов резко сократился. Финансирование получили лишь те, кто отвечает трем требованиям: приоритетность, готовность 95% и софинансирование из федерального бюджета.
Решение минфина значительно урезать статью «Содержание и строительство автодорог» вызвало протест у депутата ЗС Олега Канькова:
– Они у нас и так, наверно, худшие в России, а мы еще урезаем ассигнование на их содержание.
Глава минфина согласилась, что дороги – «это артерии экономики, но к дорожной отрасли у нас сегодня больше вопросов, чем ответов». По ее словам, эта отрасль продемонстрировала полную финансовую несостоятельность. О какой эффективности может идти речь, когда из 2 тыс. работающих – 600 охранников?
– Естественно, встает вопрос: на что мы тратим деньги? Дорожную отрасль надо рассматривать отдельно, чтобы понимать, как она будет развиваться, – сказала Татьяна Поронова.
Депутат ЗС Илья Сумароков поинтересовался, почему область не может выйти из положения, увеличив дефицит бюджета, ведь именно так поступали в прошлые годы.
Татьяна Поронова объяснила, что сегодня единственный источник покрытия дефицита – кредиты. Брать кредит – значит увеличивать госдолг. По его размеру – 12 млрд. рублей – область и так уже на втором месте в Сибирском федеральном округе. Половина этой суммы – короткие кредиты, по которым уже к концу этого года – началу следующего наступит срок уплаты. Единственная надежда – получить у Министерства финансов РФ дешевые бюджетные кредиты. Для этого необходимо выполнить его жесткие требования, в которых на одном из первых мест условие – никакого роста дефицита.
Заложенное в законопроекте уменьшение межбюджетных трансфертов больно ударит по муниципалитетам, которые, как рассказал заместитель мэра Усть-Илимского района Петр Темников, и так уже ограничили свои расходы двумя статьями – зарплата и коммунальные платежи:
– Бюджет Осинского района – 154 миллиона рублей, а зарплата и «коммуналка» тянут на 155 миллионов. Жигаловскому придется потратить на них все 112 миллионов своего бюджета, а нашему Усть-Илимскому району при бюджете в 187 миллионов предстоит выложить 182 миллиона. Ни на летний отдых детей, ни на подготовку к зиме, ни на что другое денег уже не остается.
С резкой критикой законопроекта выступил заместитель председателя комиссии по контрольной деятельности ЗС Евгений Рульков, представляющий в Законодательном Собрании КПРФ. По его словам, проект бюджета-2009 показывает «неспособность правительства области удержать ситуацию на приемлемом уровне и вести конструктивный диалог с финансово-промышленными группами, основными плательщиками налога на прибыль».
– Мы считаем неприемлемым сокращение расходов на здравоохранение и образование. Дотации сельскому хозяйству и так уже урезаны в три раза, а теперь предлагается снять еще 48 миллионов. На поддержку элитного семеноводства направляется всего… четыре тысячи рублей. О каком подъеме сельскохозяйственного производства можно после этого говорить?
В то же время Евгений Рульков отметил неправомерное увеличение – в 11 раз – Резервного фонда. Объяснение финансистов, что он призван служить подушкой безопасности, входит в противоречие с Бюджетным кодексом РФ, который предписывает направлять средства фонда только на непредвиденные расходы. Правда, кодекс разрешает создавать специальный резервный фонд для исполнения расходных обязательств при недостатке доходов, но для этого требуется принять отдельный закон. Иначе – нецелевое расходование средств.
Свое негативное отношение к поправкам выразил и заместитель председателя Иркутского областного объединения профсоюзов Валерий Лукин. Тем не менее 31 голосом против пяти изменения в бюджет-2009 были приняты в первом чтении. Известно, что депутаты подготовили в законопроект свой пакет поправок, которые будут рассмотрены на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС в ближайшее время.