19.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
19.06.2009 12:00

Тест на коррупционность

Провел в Иркутской области Сергей Нарышкин

Один за другим посещают Иркутскую область государственные чиновники самого высокого ранга. Вслед за первым заместителем председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым с официальным визитом прибыл руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин. В среду в поселке Листвянка он провел совещание по контрольной деятельности, а затем выступил на сессии Законодательного Собрания. Акцент в своем докладе федеральный гость сделал на организации полномасштабной антикоррупционной экспертизы правовых документов, разрабатываемых органами государственной власти и местного самоуправления. Такую задачу поставил президент Дмитрий Медведев. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении.

 

ФОТО: Антикоррупционную работу руководства Иркутской области руководитель Администрации Президента РФ назвал успешной

Нормативные причины коррупции

Борьба с коррупцией – работа постоянная, скрупулезная и крайне тяжелая, ведь истребить это явление раз и навсегда практически невозможно. Но меры антикоррупционного характера принимать необходимо, причем на всех уровнях власти. В прошлом году в России был утвержден Национальный план противодействия коррупции, разработанный одноименным советом при президенте. В Иркутской области на основе этого документа сформирован собственный «набор действий».

Говоря о методах противостояния коррупции, Сергей Нарышкин, возглавляющий вышеназванный совет, отметил, что упор должен быть сделан на профилактические мероприятия, наиболее эффективной из которых является антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, разрабатываемых и принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях.

– Нельзя не признать, что причины коррупционных проявлений не ограничиваются социальными или экономическими факторами, основы коррупции зачастую заложены непосредственно в нормах права. В этой связи важным направлением деятельности государства должна стать превентивная политика, сосредоточенная на устранении так называемых нормативных причин коррупции, – подчеркнул Сергей Нарышкин. – Наличие в правовых актах необоснованно широких распорядительных полномочий без четкого определения критериев для принятия решений, без четко прописанной системы ответственности и контроля могут создавать условия для мздоимства и казнокрадства.

Правовая основа глобальной экспертизы

О необходимости полномасштабной проверки действующих законов и их проектов красноречиво говорит статистика. По информации органов прокуратуры, в прошлом году в России было выявлено 12,5 тыс. государственных и муниципальных правовых актов, содержащих различные коррупционные положения. Безусловными лидерами (88% всех «пораженных» актов) являются нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, что можно объяснить более низким уровнем компетентности муниципалов по сравнению с региональными специалистами.

В основном коррупционные факторы обнаруживаются в документах, регулирующих правоотношения в бюджетной сфере, и при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд – более 30%. Тест на наличие признаков коррупции, как правило, также не проходят нормативные акты, регламентирующие вопросы в сфере здравоохранения и социального развития (14%), поддержки предпринимательства (8%), использования и распределения земельных ресурсов (8%). Повсеместно, по словам Сергея Нарышкина, коррупционные нормы выявляются при реализации органами госвласти и местного самоуправления разрешительных и контрольных функций в различных сферах.

– Таким образом, нормативный пласт, подлежащий приоритетному экспертному антикоррупционному контролю, очевиден и определен, – подвел итог глава администрации президента. – Важно исключить коррупционные положения не только из проектов нормативно-правовых актов, но и пропустить через этот фильтр действующий массив документов всех уровней власти. Это позволит получить реальное представление о качестве нормативно-правовой базы и ее антикоррупционном потенциале, выявить негативные экономические и социальные последствия, которые может повлечь принятие и применение тех или иных коррупционных норм.

Первые шаги по организации антикоррупционной экспертизы уже сделаны: Государственная дума РФ в первом чтении приняла законопроект, внесенный президентом; Правительство РФ утвердило правила и методику осуществления контроля; созданы экспертные группы в органах власти. Сейчас к этой работе привлекаются представители общественности и ученые-правоведы, которые могут проводить независимую экспертизу законопроектов и действующих за-

конов.

Характеризуя федеральный проект закона об антикоррупционной экспертизе, Сергей Нарышкин отметил, что документ вводит понятие «коррупционный фактор», под которым понимается положение нормативного акта, устанавливающее или создающее условия для коррупции. К таковым, например, можно отнести закрепление возможностей для необоснованного применения исключений из общего порядка, а также нормы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования для граждан и организаций.

Согласно законопроекту, экспертизу вправе проводить органы прокуратуры и юстиции, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, институты гражданского общества и отдельные граждане. Что касается независимого общественного контроля, то его заключение, несмотря на рекомендательный характер, должно в обязательном порядке рассматриваться соответствующими органами и должностными лицами в 30-дневный срок.  

Безупречное законодательство

Федеральный закон предоставит правовые основания для проведения антикоррупционной экспертизы в регионах – на субъектовом уровне такой документ приниматься не будет. Впрочем, в Иркутской области подобный контроль уже проводится, и, по оценке Сергея Нарышкина, довольно успешно.

Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина сообщила, что решение о необходимости анализа всех принимаемых в регионе законопроектов на коррупционную составляющую было принято по итогам проведения Байкальского антикоррупционного форума в 2007 году. Предполагалось также законодательно закрепить методику экспертизы и завершить ревизию нормативных актов до 1 июля. По словам спикера, эту работу планируется закончить в ближайшее время. На сегодняшний день порядка 15 региональных законов уже откорректированы с позиций четкости и ясности изложения.

– Закон – главный регулятор общественных отношений, а потому он должен быть без-упречен, должен внедрять принцип одного окна и не содержать в себе двойных стандартов, – уверена Людмила Берлина.

Проблемы региональной практики

Вместе с тем практика опережающего введения института экспертизы в субъектах РФ (законы о противодействии коррупции приняты уже в 37 регионах), наряду с новаторскими технологиями, демонстрирует ряд проблемных моментов. О них рассказал директор Института законодательства и правовой информации Виктор Игнатенко. Он выделил фрагментарность антикоррупционной экспертизы и неполноту правового регулирования этого процесса – порой это происходит на подзаконном уровне. Кроме того, в регионах существуют концептуальные противоречия по предмету и субъектам проведения анализа документации.

– Иногда получается, что глава администрации субъекта РФ принимает нормативный акт, а экспертизу проводит госслужащий, находящийся у него в подчинении. Вряд ли в полном объеме здесь действует принцип эффективности, – отметил Виктор Игнатенко.

По мнению специалистов института, в федеральном законе необходимо закрепить принципы проведения антикоррупционной экспертизы, на которые могли бы ориентироваться регионы. Прежде всего, анализ должен стать обязательной процедурой при подготовке законопроектов, а его итоги – доступными для широкой общественности. А на уровне федерального правительства нужно утвердить единую методику проверки документов на коррупционность. Впрочем, самым больным вопросом является нехватка квалифицированных специалистов, а потому важнейшей предпосылкой для развития института антикоррупционой экспертизы, по словам Виктора Игнатенко, будет подготовка экспертов.

По мнению губернатора Дмитрия Мезенцева, сверка позиций федерального центра и региона по вопросам противостояния коррупции, которая состоялась на сессии ЗС, положила начало новой сбалансированной и комплексной работе по совершенствованию законодательства и дала стимул для более активного использования депутатами права законодательной инициативы.

 

Историческая правда на основе первоисточников

Во время пребывания в Иркутске Сергей Нарышкин принял участие в научно-практической конференции «Война на Халхин-Голе (1939 год) в мировой истории и международных отношениях: причины и последствия». Мероприятие собрало ученых из разных стран, представителей консульств, участников экспедиции «Молодежь Прибайкалья – героям Халхин-Гола», студентов вузов.

Интерес высокого гостя к исторической теме обусловлен, прежде всего, одним из направлений его служебной деятельности – Сергей Нарышкин возглавляет комиссию при президенте по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Выступая на конференции, он отметил, что все чаще проявляется стремление отдельных личностей трактовать историю по-своему, участились попытки спекуляции на общеизвестных событиях и фактах. Для помощи ученым в поисках исторической правды и создана комиссия. Наиболее эффективным способом борьбы с фальсификацией истории, по мнению Сергея Нарышкина, является максимально широкое введение в научный оборот новых, в том числе рассекреченных, документов.

– История не должна являться предметом манипулирования, историческую правду необходимо искать на основе первоисточников, – подчеркнул Сергей Нарышкин. – В связи с этим комиссия будет содействовать историкам в получении доступа к архивам, по тем или иным причинам закрытым, на основе которых специалисты будут строить свою доказательную базу.