26.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
26.06.2009 12:00

Все о жилищных сертификатах для ветеранов

В Иркутской области накануне Дня Победы 180 участникам Великой Отечественной войны были вручены жилищные сертификаты. Сумма сертификата – 773 тысячи 300 рублей, срок действия – полгода со дня получения. С вопросами о том, почему вместо обещанных квартир дают денежную компенсацию и как быть, если выделенных государством денег не хватает на приобретение жилплощади, ветераны стали обращаться в редакцию газеты «Областная».

За разъяснениями мы направились к заместителю министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Наталье Кирилловой:

– Давайте начнем с истории. Согласно принятому Федеральному закону N 122 о монетизации льгот, с 1 января 2005 года такая социальная льгота, как обеспечение жильем ветеранов ВОВ, была отменена. На основании «Закона о ветеранах» стала применяться частичная финансовая поддержка в виде субсидий. Очереди на улучшение жилищных условий, сформированные муниципалитетами до 1 января 2005 года и состоящие из участников ВОВ и инвалидов по общему заболеванию, были переданы в наше министерство, а затем – в Москву.

По федеральному закону о бюджете ежегодно предусматривается финансирование на исполнение невыполненных правительством полномочий. Начиная с 2006 года, Федерация выделяет средства на предоставление социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений очередникам, вставшим на очередь до 1 января 2005 года. В 2006 году социальные выплаты на приобретение или строительство жилых помещений получили 94 человека, в 2007 году – 46, в 2008 – 31. В этом году мы выдали уже 180 свидетельств. Всего с 2006 года 351 ветеран ВОВ получил социальную выплату на приобретение или строительство жилья.

– Сколько ветеранов стоит на очереди сегодня?

– 595 человек.

– Что дает право ветерану на получение сертификата? Он должен быть одиноко проживающим?

– Нет. Он должен был состоять в очереди до 1 января 2005 года в органах местного самоуправления как на получение жилья, так и на улучшение жилищных условий. У нас есть инвалиды войны, которые стояли в очереди и проживали в благоустроенных квартирах, но семья большая, им требовалось улучшение жилищных условий.

– Откуда взята сумма сертификата – 773 тысячи 300 рублей?

– Сумма рассчитывается исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения на человека (22 кв. м) и средней рыночной стоимости жилья по Иркутской области (35 тыс. 150 рублей за 1 кв. метр). Расчет субсидий утвержден постановлением Правительства РФ – 22 кв. м общей площади. Стоимость квадратного метра до субъектов также доводит правительство. Оно же утверждает и стоимость «квадрата» – в каждом регионе она своя. На полученную сумму – в Иркутской области это 773 тысячи 300 рублей – мы выписываем для ветеранов свидетельство о предоставлении социальной выплаты. Ветераны в установленные сроки – полгода – подбирают жилье, приносят договор нам, и им перечисляются денежные средства. Следует помнить, что сертификаты – целевые, их можно использовать только на приобретение жилья.

– Хватит ли средств, чтобы обеспечить всех очередников-ветеранов жилищными субсидиями?

– Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2008 года N 1772-р Иркутской области на 2008 год из Федерации распределено 139 млн. 954 тыс. рублей на осуществление полномочий по обеспечению жильем ветеранов войны. Федеральным законом N 204 от 24 ноября 2008 года на указанные цели в 2009 году Иркутской области предусмотрено 327 млн. 574 тыс. рублей. Итого объем денежных средств на 2009 год составил 467 млн. 528 тыс. рублей. Этих средств хватит, чтобы к 9 мая 2010 года обеспечить субсидиями всех очередников-ветеранов.

– Создана ли в вашем министерстве какая-нибудь рабочая группа, которая бы помогала ветерану подыскать жилье?

– Это вопрос индивидуальный, личный. Он касается как самого ветерана, так и членов его семьи. У нас нет полномочий этим заниматься. Нигде, ни в каких правовых документах эти действия не прописаны. В решении вопроса с квартирой могут быть использованы любые финансовые вложения: не только сертификат, выданный ветерану, но и сбережения членов семьи. Пока никто к нам за помощью в поисках квартиры не обращался. Если кто-то обратится, конечно, мы поможем.

Мы объясняем ветеранам: вам дается сегодня только такая финансовая поддержка. Вы можете привлекать к ней дополнительные финансовые средства, можете продать имеющуюся у вас жилплощадь, добавив в качестве доплаты сумму сертификата и приобрести более просторное жилье, и так далее.

– Один из ветеранов, позвонивших нам, заявил, что в Москве, например, ветеранам дают-таки квартиры, а не сертификаты. Почему мы не можем сделать так же?

– Если субъект Федерации располагает финансовыми возможностями, он может выделять квартиры, доплачивая за них из средств местного бюджета или привлекая спонсоров. Если стоимости сертификата хватает на приобретение квартиры, то ветераны их получают, поскольку субъекты берут на себя обязанность приобретения квартир. Например, в Зиминском районе шесть ветеранов получили жилищные сертификаты. И на сумму в 773 тысячи рублей они смогли приобрести не только однокомнатные, но даже двухкомнатные квартиры. В Иркутске, конечно, нереально сегодня за такие деньги купить квартиру. Однако ситуация, на мой взгляд, вовсе не безнадежная. Сегодня на рынке можно подобрать неплохое жилье с привлечением, конечно, дополнительного финансирования. Можно расширить имеющееся, использовав сумму сертификата в качестве доплаты. Получить сегодня, в кризис, от государства даже 773 тысячи – это очень хорошо.

– К нам обратился ветеран войны, который недавно переехал на постоянное место жительства в Марковский геронтологический центр. Он спрашивает: правомерно ли его лишили очереди на получение квартиры после переезда?

 – Статьей 56 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье:

1) Подача ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) Утрата ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) Их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга;

4) Получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) Предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) Выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Отсюда следует, что проживание в стационарных учреждениях социального обслуживания не является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Чтобы обратиться в «Народную почту» газеты «Областная», пишите по адресу: 664025 Иркутск, а/я 358, «Народная почта». Мы зададим ваш вопрос чиновнику, депутату, мэру. Рассказать о проблемах можно также в электронном письме с пометкой «Народная почта» по адресу  og@og-irk.ru.