Цементная сцепка
Единственное в регионе предприятие, которое производит сырье для производства цемента, – ООО «Карьер «Перевал» – возобновило свою работу. На прошедшей неделе карьер отгрузил 16,8 тыс. тонн продукции в адрес ОАО «Ангарск-цемент» («АЦ»). О том, каковы планы холдинговой компании «Сибирский цемент», рассказал ее президент, председатель совета директоров ООО «Карьер «Перевал» Виктор Шаповалов.
– Как вписывается в современные экономические условия деятельность двух ведущих предприятий строительной отрасли Иркутской области – Ангарского цементного завода и карьера «Перевал», акционером которых является холдинг «Сибирский цемент»? Насколько сложно вам было работать последние месяцы, когда спрос на цемент упал, а рынки сбыта значительно сократились?
– Действительно, сейчас времена нелегкие, но кто-то предпочитает жаловаться на отсутствие средств, а кто-то действует и берет ситуацию в свои руки. Кризис многих заставил задуматься не только о своей личной эффективности, но и об эффективности и устойчивости производства. Поэтому для холдинга «Сибирский цемент» вполне логичным стал поиск новых подходов и нестандартных решений. Считаю, что одним из таких удачных экономических ходов стало введение гибкой системы скидок на цемент. В прошлом году ожидалось, что «АЦ» освоит объем производства в
1,1 млн. тонн, но осенью спрос на цемент упал более чем вполовину, что существенно повлияло на конечный результат. Миллиона мы не достигли, но 977 тысяч тонн – хороший результат в условиях кризиса. Я считаю, что это стало возможным благодаря профессионализму коллективов наших предприятий и, в немалой степени, грамотному и гибкому управлению.
Совет директоров ООО «Ангарский цемент», куда входят представители холдинга «Сибирский цемент» и наши партнеры – группа компаний «РАТМ», взял совершенно верный курс на стимулирование наших клиентов и расширение рынков сбыта не только в России, но и в Монголии. «Сибирский цемент» также поддерживает инициативы «РАТМ» по долгосрочным проектам с иностранными машиностроительными компаниями, направленными на модернизацию производства. Думаю, что система корпоративного управления на паритетных началах, к которой мы пришли, дает свои положительные результаты. Подчеркну, что наши принципы – полная прозрачность и открытость к диалогу – остаются незыблемыми.
Что касается карьера «Перевал», мы производили и производим высококачественное сырье для цементных заводов региона, но в текущем году произошел резкий спад производимой продукции. Первые три месяца мы отработали очень тяжело, однако в марте руководству удалось найти новых потребителей, выиграть тендер на поставку большого объема сырья для Иркутскэнерго и расширить географию поставок. Кроме того, мы рассматриваем вопрос о химическом составе сырья за счет перемешивания отдельных компонентов. Это позволит выйти на рынок производства сухих строительных смесей и найти новых потребителей.
В целом мы достойно отработали вместе год прошедший, и я надеюсь, что в
таком же ключе будем сотрудничать и дальше.
– По имеющейся информации, на карьере истощаются запасы сырья, поэтому предприятие работало в этом году вполсилы, задерживало отгрузку мрамора. Также в деловых кругах обсуждается вопрос о строительстве нового горного комбината на базе Быстринского месторождения другого карьера. Так ли это?
– Простой карьера «Перевал» связан с совершенно другими причинами, я поясню, с какими. Но, во-первых, хочу сразу сказать, что разведанные геологические запасы кондиционного мрамора на 1 января 2009 года составляют около 111 миллионов тонн. И это только разведанные. При работе на проектной мощности – 1,2 миллиона тонн в год – сырья хватит на 89 лет. Именно эти подтвержденные цифры позволяют нам уверенно говорить о постепенной плановой модернизации производства в перспективе.
Теперь поговорим о простое. Он вызван колоссальным недофинансированием – 650 миллионов рублей, которое образовалось в результате задолженности ООО «Ангарский цемент» перед ООО «Карьер «Перевал» за поставленную в прошлом году продукцию. Сейчас в Арбитражном суде Иркутской области готовится рассмотрение дела по долгам ООО «Ангарский цемент» перед ООО «Карьер «Перевал».
Исполняя свои обязательства, мы исправно отгружали сырье заводу. Часть
этих денег пошла бы в оборот, но этого не случилось, поэтому нам пришлось временно приостановить производственный процесс. Ведь при добыче сырья карьер несет затраты – это расходы на энергоресурсы, топливо, взрывчатые вещества, транспортные услуги, зарплата рабочим, наконец. По сути дела, мы кредитовали ООО «Ангарский цемент».
Тем не менее я хочу подчеркнуть, что руководство карьера приложило максимум усилий, чтобы простой, вызванный упомянутыми выше обстоятельствами, не так больно ударил по работникам. Конечно, затраты пришлось минимизировать, но заработную плату людям ООО «Карьер «Перевал» платил и будет платить во что бы то ни стало. Сейчас «Сибирский цемент» это делает из собственных средств.
Для нашего холдинга такие меры являются совершенно естественными, и это оценено на самом высоком уровне – холдинговая компания «Сибирский цемент» в 2009 году вошла в Федеральный реестр добросовестных поставщиков, основанный на исследованиях Международного центра инвестиционного консалтинга (ICIC).
– Существуют ли другие вопросы к вашим партнерам на сегодня или все они уже исчерпаны?
– К сожалению, утвердительно ответить на этот вопрос не могу, поскольку есть еще ряд важных моментов, которые необходимо решить. Хочу подчеркнуть, что заявления о том, что ООО «Ангарский цемент» больше не существует, вводят всех в заблуждение. Юридически ООО «Ангарский цемент» имеет место быть. В Арбитражном суде Иркутской области рассматривается ряд дел о взыскании задолженности с ООО «Ангарский цемент» в пользу ООО «Карьер «Перевал». Суммы только по рассмотренным сегодня искам составляют 272 миллиона рублей.
Другая проблема связана с подвижным составом, который мы приобрели специально для оперативной отгрузки сырья на цементный завод в Ангарске. К сожалению, наши вагоны постоянно задерживает ангарская площадка и директор ООО «Карьер «Перевал» вынужден постоянно обращаться за помощью к ВСЖД, которая с пониманием идет нам навстречу. У нас создается впечатление, что Ангарский завод задерживает наши вагоны намеренно, создавая карьеру дополнительные трудности и финансовые затраты.
– Итак, вопрос о бесперспективности карьера «Перевал» можно снимать?
– Я бы сказал, нужно. Карьер «Перевал» собирается работать на своих позициях долго и плодотворно. Мы вкладываем серьезные деньги в развитие предприятия: за три года – с 2006-го по 2008-й – был значительно обновлен парк техники. Произведен ремонт горного оборудования на сумму свыше 16 миллионов рублей. В энергетические механизмы вложено порядка 41 миллиона рублей, на модернизацию машин и механизмов направлено 38 миллионов рублей. На предприятии внедрена общероссийская железнодорожная система «Этран», которая позволяет контролировать движение вагонов с продукцией, ускоряет процесс подачи заявок на подвижной состав, оформления логистических документов. Осуществлен ряд технических мер, направленных на уменьшение себестоимости производимой продукции. Благодаря этому объем производства превысил проектную мощность в 1,2 миллиона тонн сырья в год. В 2007 году карьер смог отгрузить 1,36 миллиона тонн мрамора. Так что мы не собираемся останавливать карьер, наоборот, наша задача – сохранить наш профессиональный коллектив и развиваться дальше.
– Как вы прокомментируете заявления о том, что карьер представляет собой экологическую угрозу?
– У нас имеется заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы от 16.07.2008 года, в котором сказано, что деятельность предприятия не входит в противоречие с основными положениями законодательных актов, относящихся к природопользованию Байкальской природной территории. Так что заявления о том, что карьер несет экологическую угрозу, мягко сказать, необоснованны. А посему никто не помешает карьеру «Перевал» расти и развиваться дальше, обеспечивая работой жителей Слюдянки. Со своей стороны мы позаботимся о достойной заработной плате для наших работников и о сохранении социальных гарантий.
– По мнению представителей «РАТМа», завод и карьер необходимо объединить в единое предприятие с единым центром доходности. Каково мнение холдинга «Сибирский цемент» на этот счет?
– Может быть, такая ситуация и имела бы свой положительный результат, если бы не существовало нескольких «но». Во-первых, разделение завода и карьера произошло по воле первоначального собственника, который и продал в свое время эти активы раздельно. Так появились два акционера – «Сибирский цемент» и «РАТМ». «РАТМ» обозначил свою позицию, кото-
рая в чем-то основана на принципах плановой экономики. В советское время такой подход был оправдан, поскольку во многом экономика завода была планово-убыточной.
Экономическая модель, которую предлагаем мы – рыночная, – заключается в разделении огромных неповоротливых комплексов в целях более эффективного управления. Посмотрите вокруг. Многие крупнейшие компании, даже с частью государственного капитала, выделяют обособленные предприятия по видам бизнеса. Это дает новорожденным «дочкам» право и возможность самим зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность, тем самым принося доход себе и «материнской» компании. Экономически это более рационально. Опять же, существование множества игроков на рынке не дает возможности компаниям нарушить антимонопольное законодательство.
Мы считаем, что существование двух центров доходности в Ангарске и Слюдянке – это устойчивая система сдержек и противовесов, когда каждое предприятие будет стремиться к снижению себестоимости, повышению доходности и рентабельности, в том числе и за счет расширения рынков сбыта. Паритетный совет директоров не позволит никому из акционеров либо управленцев залезть в карман к работникам производства. Все серьезные проблемы обсуждаются и решаются коллегиально, в трудную минуту акционеры смогут привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы, привлечь высококвалифицированные кадры.
Несмотря на трудности, мы намерены двигаться дальше только в правовом поле, исходя из принципов доверия, открытости и порядочности.
Александр Андреев
На правах рекламы