Геннадий Истомин: Денег на подготовку к зиме хватит, если расходовать их рачительно
Последняя неделя перед сессией выдалась весьма напряженной для депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. Шли постоянные консультации с членами регионального правительства по доводке бюджета-2009.
Как известно, поправки к нему были приняты в первом чтении на сессии, прошедшей 17 июня. Из-за недополучения налоговых поступлений (в основном налога на прибыль предприятий) правительство предлагает секвестировать расходную часть почти на 4 млрд. рублей, что, естественно, ставит под удар исполнение многих областных обязательств. Чтобы смягчить последствия этого вынужденного шага и с наименьшими потерями выбраться из финансовой пропасти, необходимо срочно определить приоритеты в расходовании сильно «обескровленного» бюджета.
По мнению депутатского корпуса, сегодня задачей номер один должны стать подготовка к зиме и северный завоз. Этой животрепещущей теме было посвящено несколько рабочих совещаний под руководством вице-спикера ЗС Геннадия Истомина. Рассматривали буквально каждую котельную, где и какой необходимо провести ремонт, в какие сроки, какими силами.
– Конечно, возможности нынче ограничены, – признался корреспонденту «Областной» Геннадий Истомин. – Если в прошлом году на подготовку к зиме было израсходовано с учетом средств муниципалитетов и предприятий 4,5 миллиарда рублей, то в нынешнем планируется 3,5 миллиарда. Из областного бюджета сначала предполагалось выделить 526 миллионов, но из-за секвестирования эту сумму пришлось правительству ужать до 468 миллионов рублей. Мы понимаем, что мера вынужденная, продиктованная нехваткой денежных средств, но сейчас важно, чтобы эти деньги бесперебойно поступали на территории. Может быть, даже в ущерб всем остальным расходным статьям. Зима ждать не будет. На севере уже 5 сентября котлы должны быть затоплены.
– А как сегодня обстоят дела с северным завозом? Ведь эта статья тоже, как и подготовка к зиме, сокращена на десять процентов.
– По сравнению с другими статьями ее сокращение минимальное: с 928 миллионов до 835 миллионов рублей. Все понимают важность обеспечения восьми северных территорий необходимым количеством топлива. Не успеем по воде, потом будем завозить по зимникам, увеличивая стоимость угля в несколько раз. Мы постоянно отслеживаем ситуацию с северным завозом. Сегодня практически половина грузов доставлена на место. Хватит ли отпущенных денег? Я думаю, должно хватить, если мы рачительно подойдем к расходованию топлива. Я не раз был свидетелем того, как люди ходят в котельные будто к себе в кладовку. Выбирают уголь покрупнее, набивают им мешки, грузят на саночки и везут домой. А на долю котельной достается пыль. Или смотришь: лежат голые трубы безо всякой изоляции. Если мы будем вместо квартир отапливать небо и скупиться на забор вокруг котельной, то никаких, извините, запасов не хватит. Надо понять на местах, что экономия не пустой звук, а насущная потребность.
– В разработанном министерством финансов новом варианте бюджета-2009 предложено увеличить Резервный фонд в 11 раз – со 100 миллионов до 1,1 миллиарда рублей. Как вы оцениваете эту новацию?
– Она противоречит бюджетному законодательству. В нем четко прописано, что Резервный фонд создается для финансирования непредвиденных расходов, связанных с чрезвычайными ситуациями техногенного характера или остановками крупных производств, грозящими социальными бедствиями. Когда в прошлом году закрыли БЦБК и его ТЭЦ грозила остановка, потребовались деньги на срочную закупку угля. Вот тогда, в полном соответствии с законодательством, и пришлось распечатать Резервный фонд. Понятно, форс-мажор. А, скажите, какой смысл «заводить» в него 468 миллионов рублей, отпущенных на подготовку к зиме? Это не форс-мажор, а плановая работа, производимая каждый год. Тем более что в 468 миллионов входят 145 миллионов рублей кредиторской задолженности. То есть оплата уже выполненных работ. Мне кажется, что Министерство финансов обязано для соблюдения законодательства вывести эти деньги из Резервного фонда и прописать, как обычно, целевой строкой в бюджете.
– Но и тогда Резервный фонд окажется достаточно весомым. Есть необходимость так его раздувать?
– Нет, конечно. Достаточно держать в нем не более 100 миллионов рублей. За последние пять лет суммы, изымаемые из Резервного фонда, не превышали 92 миллионов. В прошлом году обошлись даже 48 миллионами. Нам объясняют, что фонд – своего рода резерв главного командования, который необходимо держать под рукой на всякий экстренный случай: вдруг с зарплатой заминка или с медикаментами и питанием возникнут сложности… Я считаю, это совершенно неправильный посыл. У нас что, расходы на питание нельзя предвидеть? Вся сеть социальных учреждений хорошо известна, нормативы тоже, достаточно сесть, посчитать и завести расходы в бюджет. Обычная процедура.
– Известно, что Резервный фонд – финансовый инструмент правительства, и оно может расходовать его без согласования с представительными органами власти. Не это ли обстоятельство вызывает у депутатов настороженность к концентрации значительных сумм, выпадающих из-под контроля Законодательного Собрания?
– В какой-то мере, да. Мы несем точно такую же ответственность, как и правительство, за социально-экономическую обстановку в области. И для нас небезразлично, каким образом будут деньги делиться, небезразлично, какую политику будет проводить исполнительная ветвь власти. Мы не можем, да и не должны стоять в стороне. Это не выражение недоверия, а призыв к совместному определению наиболее необходимых финансовых трат, от которых зависит не только разрешение наиболее жгучих проблем, но и авторитет самой власти. Мы подготовили свои предложения в адрес губернатора, часть из которых уже принята.
– Длинный получился список?
– Мы понимаем, что нельзя объять все нужды, и потому ограничились самыми, на наш взгляд, насущными. Считаем, что обязательно надо найти деньги на достройку перинатального центра. Тем более что предыдущее правительство чуть ли не клятвенно обещало это сделать. Кто хоть раз побывал в областной онкологической больнице, вынес оттуда не самые лучшие впечатления: тесно, скученно, мрачно. Поэтому, я считаю, дело нашей чести покончить с долгостроем и ввести в строй современный хирургический комплекс. Необходимо хоть частично рассчитаться со строителями больницы в Куйтуне. Работа давно сделана и до сих пор не оплачена. А возьмите жителей Слюдянки, которые уже год после землетрясения мыкаются по чужим людям. Обещали вселить их в новые дома к Новому году, а из-за бюрократических проволочек и поныне они бездомные. Нельзя злоупотреблять доверием людей. 12 миллионов бюджет не спасут, а уважения власти прибавят.
– Из бюджета исчезли десять миллионов рублей, которые предназначались Свирску для ликвидации загрязнения мышьяком. Вы попытаетесь их вернуть?
– Обязательно. Это экологическое бедствие тянется со времен войны, а у нас все не доходят руки его ликвидировать. Тем более обидно, что наше министерство природных ресурсов три года добивалось включения Свирска в федеральную программу. Наконец, когда добились своего и Федерация готова выделить нам 240 миллионов при условии, что мы вложим десять своих, мы не можем найти денег. Я считаю, когда на карту поставлено здоровье людей, мы скаредничать не должны. Так же, как не должны обманывать наших фермеров, которые, поверив в обещание областных властей помочь с оплатой, взяли технику в лизинг. Все прошлые годы область держала слово, а нынче, сославшись на кризис, отказалась от софинансирования. Одним им просто не расплатиться за взятую технику. А ведь с ее помощью они поставляют городам и молоко, и мясо, и хлеб. Кризисы приходят и уходят, а кушать всегда хочется.
– Все депутатские поправки будут вынесены на сессию Законодательного Собрания 26 июня?
– Надеюсь, что они будут согласованы с правительством еще до начала сессии и никаких неожиданностей не произойдет.