03.07.2009 12:00
Теги
03.07.2009 12:00

Воздушные хулиганы

Несанкционированные полеты задерживают рейсы гражданской авиации

Стихийных полетов на судах малой авиации с каждым годом становится все больше. Только в мае-июне в Иркутской области было зафиксировано 35 несанкционированных вылетов, из-за чего сложилась достаточно тревожная обстановка в воздушном пространстве. Специалисты Аэронавигации Восточной Сибири (АВС) отмечают, что, как правило, такие суда не проходят техосмотр, а пилотирующие их люди не имеют должной летной подготовки. Нередко воздушные хулиганы внезапно оказываются в зоне взлета-посадки рейсовых самолетов иркутского аэропорта, создавая реальную угрозу аварии. Ситуацию должен изменить закон, касающийся безопасности малой и средней авиации, который уже принят Государственной думой РФ в первом чтении.

– Безопасность полетов сегодня стала одной из самых обсуждаемых тем, – заявил

1 июля на пресс-конференции в Иркутске заместитель руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре РФ Станислав Зубовский. – Толчком послужила авиакатастрофа вертолета Bell-407, унесшая жизни четырех человек, включая губернатора Игоря Есиповского. Кроме того, незадолго до этой трагедии под Якутском при посадке произошло крушение самолета АН-2 , принадлежащего Якутскому авиационно-спортивному клубу РОСТО.

По разным источникам, в России сегодня стихийно летает шесть-десять тысяч судов малой авиации. В Иркутске и Ангарске Аэронавигация Восточной Сибири зафиксировала более 80 летательных аппаратов. При этом, как отметил начальник службы организации воздушного движения АВС Геннадий Непомнящих, зарегистрировано только три судна.

– Чаще всего несанкционированные полеты фиксируются в воздушном пространстве городов Ангарска, Шелехова, поселка Большое Голоустное, на Качугском и Байкальском трактах. Много стихийных вылетов над Иркутским водохранилищем, – рассказал Геннадий Непомнящих. – Наше ведомство открыто для регистрации летательных аппаратов. А цена обслуживания полета нашими диспетчерами символическая – 34 рубля за час.

Однако хозяева малых летательных аппаратов не спешат регистрироваться – сегодня это дело добровольное. Но последствия такого халатного отношения могут быть трагичными. Геннадий Непомнящих напомнил о нескольких катастрофах. Так, в 1998 году мотодельтаплан разбился в центре Иркутска, погибли три человека. В 2003 году на территории Красноярского края потерпел крушение самолет-амфибия из Иркутска. В 2006 году упал мотодельтаплан в поселке Листвянка.

– Особую тревогу вызывают полеты в зоне взлета и посадки иркутского аэропорта, так как они напрямую создают угрозу воздушным судам гражданской авиации, – говорит Геннадий Непомнящих. – В мае были случаи, когда задерживался рейс самолета из-за того, что в радиусе взлета находился неустановленный летательный аппарат, или затягивалась посадка по той же причине.

Станислав Зубовский добавил, что только в апреле-мае следственное управление на транспорте рассмотрело более десяти материалов по фактам появления в воздушном пространстве иркутского аэропорта маломерных судов. Было возбуждено уголовное дело в отношении граждан, организовавших туристические полеты по озеру Байкал на вертолете без разрешительных документов. Уголовное наказание грозит также трем угонщикам мотодельтаплана «Галс-5» – жителям Заларинского района. Без опыта пилотирования нарушители решили опробовать судно. Во время полета воспламенился двигатель, но обошлось без жертв.

– В начале июня в первом чтении Госдума приняла законопроект по вопросам безопасности малой и частной авиации, который усиливает ответственность за нарушения норм авиационной безопасности, – заметил Станислав Зубовский. – Согласно законопроекту, предполагается все суда поставить на реестровый учет, создать независимую комиссию по расследованию авиакатастроф, привлекать к уголовной ответственности пассажиров, мешающих командиру или экипажу. Например, за вмешательство в управление летательным аппаратом пассажир может получить от трех до пяти лет лишения свободы. Ужесточается наказание за нарушение правил использования воздушного пространства. Также законопроект предусматривает создание специальных диспетчерских центров, которые будут отслеживать полеты малой авиации.