Требуется работник – старатель, нефтяник и плотник
Работодателям Приангарья необходимо больше иностранных специалистов
В кризис любая работа хороша. Однако далеко не все вакансии в Приангарье вызывают энтузиазм у местных жителей. Это одна из причин привлечения иностранной рабочей силы в регион. Как правило, мигрантов направляют в строительную отрасль, промышленность, сельское хозяйство, торговлю, общепит, на транспорт. Основными поставщиками трудовых ресурсов являются Китай, Украина, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Установленная на этот год квота на специалистов из-за рубежа дважды сокращалась и сейчас составляет 29,7 тыс. человек. Вместе с тем работодатели заявили о дополнительной потребности в 20 тыс. единиц иностранной рабсилы. Увеличить же квоту предлагается на 2,9 тыс.
Рисунок Игоря Кийко
Золотые прииски Бодайбо ждут иностранцев
В понедельник увеличение квоты-2009 одобрила межведомственная комиссия по вопросам миграции под председательством заместителя министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Натальи Брусковой. Напомним, размер квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в регионе был определен в июне 2008 года – 50 тыс. человек. В 2009 году его сокращали дважды (в феврале на 22%, в апреле на 24%), причем в большей степени в промышленной сфере, и в конечном счете он достиг 29,7 тыс. человек. Делалось это для стабилизации ситуации на рынке труда, а также по причине отказа работодателей от зарубежных специалистов в связи с уменьшением объемов производства. По состоянию на 4 июля квота исчерпана на 46,8%.
Между тем в МВК обратилось более 120 работодателей из 20 муниципальных образований Приангарья с просьбой увеличить квоту. Согласно заявкам, дополнительная потребность в трудовых мигрантах превышает 20 тыс. человек, в основном из стран СНГ. Больше всего работников нужно строительной отрасли, промышленности и лесному комплексу. Впрочем, пока дополнительная квота на 2009 год составляет только 2,9 тыс. человек (до 9 июля принимаются предложения по корректировке этой цифры). В ее основе – экономически обоснованные заявки работодателей, не имеющих нарушений налогового и трудового законодательства, соблюдающих требования по жилищному обустройству иностранцев и объемам выполненных работ.
Стоит отметить, что практически полностью – на 86% – была удовлетворена кадровая потребность промышленности. Речь идет о нефтедобывающей отрасли и предприятиях, занимающихся добычей золота в Бодайбинском районе. Последние нуждаются, в частности, в водителях большегрузных машин, машинистах экскаватора, бульдозера, автокрана, электрогазосварщиках, слесарях-электриках по ремонту горной техники, подземных горнорабочих. На эти специальности приглашают, как правило, граждан Украины.
– Отклонение этих заявок в условиях дефицита квалифицированных кадров на местном рынке труда приведет к срыву планов по добыче золота, – подчеркнула заместитель начальника Управления развития человеческих ресурсов и стратегического планировании социально-трудовой сферы Иркутской области Татьяна Касьянова.
Помимо этого, в Иркутске требуются рабочие строительных профессий (каменщики, плотники, бетонщики, штукатуры, маляры), Иркутский район испытывает дефицит в овощеводах. В Ангарске и Шелехове нужны специалисты с опытом работы на электролизном производстве, в строительстве, сельском хозяйстве. В Братске, Чунском, Тулунском, Нижнеудинском и Тайшетском районах – работники для заготовки и переработки древесины. В Усть-Ордынском Бурятском округе – для строительства, лесозаготовки, торговли.
«Непопулярные» профессии мигрантов не пугают
Говоря о тенденциях этого года, Татьяна Касьянова отметила, что большая часть работников прибывает в Приангарье из стран СНГ: Узбекистана – 19,9%, Таджикистана – 18,9%, Украины – 11,1%, Армении – 9,3%, Молдовы – 3,3%, а также из Китая – 20,8%. Уже сложились приоритеты по отраслям. Так, в строительстве в основном заняты граждане Китая, Кореи, Узбекистана и Таджикистана, в сельском хозяйстве – Китая, в торговле и общепите – Азербайджана и Армении, в добыче полезных ископаемых – Украины.
Аналогичный расклад был и в прошлом году. Так, в строительство привлекалось 57,6% иностранцев, на низкооплачиваемые обслуживающие должности – 33,3%, в промышленность (в основном в старательские артели) – 7,8%, в сельское хозяйство – 0,5%. В целом доля иностранцев, официально работавших в регионе, в численности занятого в экономике населения составляла 4,5%. По словам Татьяны Касьяновой, давления трудовых мигрантов на областной рынок труда не наблюдалось.
Потребность в иностранных работниках вызвана в первую очередь отсутствием местных высококвалифицированных кадров, в том числе рабочих профессий, обладающих смежными специальностями и имеющих высокий разряд. Иностранцы занимают и не популярные у местного населения вакансии, связанные с выполнением тяжелого физического труда, сезонным характером деятельности и ненормированным рабочим временем. Руководители предприятий отмечают дисциплинированность рабочих из-за рубежа и большую оперативность в выполнении заданий по сравнению с отечественными специалистами.
Квота-2010
Между тем уже определена квота на 2010 год – 35 тыс. человек. По словам Натальи Брусковой, такая цифра обусловлена более оптимистичными прогнозами социально-экономического развития региона. Всего работодатели хотели бы привлечь к трудовой деятельности 66,5 тыс. иностранцев. По сравнению с уровнем этого года потребность в специалистах из стран СНГ снизилась на 17% (37,4 тыс. граждан), дальнего зарубежья – на 30,3% (около 30 тыс.). Однако примерно пятая часть заявок будет отклонена, в частности, из-за нарушений их авторами законодательства: миграционного, санитарного, по охране труда и др.
На сегодняшний день обобщенные предложения работодателей направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Иркутской области, миграционную и налоговую службы, органы исполнительной власти и местного самоуправления.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, с начала года получено 202 разрешения на привлечение и использование иностранных работников 168 организациями. В основном разрешения на работу мигрантов оформлены по низкоквалифицированным специальностям: подсобный рабочий, грузчик, уборщик. Около 90% уже трудоустроено. На высококвалифицированных работников оформлено чуть более 1% разрешений. Сведений о массовых увольнениях иностранных работников, а также жалоб от них на задержку заработной платы не поступало. Не зафиксированы и случаи проведения митингов, забастовок, пикетов.
Комментарий
Ведущий специалист Фонда регионального развития Иркутской области Константин Григоричев:
– Существует несколько причин, почему возникла потребность предприятий Приангарья в дополнительной рабсиле из-за рубежа. Первая – использование их труда для работодателей просто выгодно: иностранные рабочие низкой квалификации заметно дешевле, нежели местные, у них более скромные запросы по условиям труда и размеру зарплаты. При этом в большинстве случаев иностранцы работают более эффективно, производительность труда у них выше. Вторая причина – отсутствие местных кадров необходимой квалификации. Не случайно безработица у нас в регионе носит структурный характер: среди безработных преобладают «белые воротнички» – офисные служащие. Рабочих вакансий хоть и стало меньше в условиях кризиса, тем не менее они имеются. Третья причина – нежелание местного населения трудоустраиваться по рабочим специальностям. Такое отношение сформировалось в последнее десятилетие и пока не изменилось – для молодежи «чистый» труд более привлекателен.
Стоит отметить, что численность иностранных рабочих в Приангарье в последние годы неизменно возрастала (к примеру, в прошлом году – на 56%. – Авт.). С одной стороны, это было связано с ростом региональной экономики, с другой – резкое увеличение в 2007 году числа трудовых мигрантов обу-
словлено либерализацией порядка регистрации иностранцев и получения ими разрешения на трудовую деятельность. То есть фактически их не стало заметно больше, но они получили возможность работать в России легально.
Подчеркну, что практика привлечения иностранных рабочих, в основном низкой квалификации, достаточно широко распространена в мире. Здесь мы ничего нового не изобретаем. Бизнес ищет наиболее выгодные решения, и до тех пор, пока иностранные рабочие выгоднее местных, бизнес будет использовать их труд.