10.07.2009 12:00
Рубрики
Здоровье
Теги
10.07.2009 12:00

Развиваться, а не просто выживать

Планирует Диагностический центр в канун своего десятилетия

В эту идею мало кто верил, называли ее утопией и радостно потирали руки в ожидании, когда задумка лопнет как мыльный пузырь. Зачем он нужен, этот Диагностический центр?! Говорили, что лучше раздать все оборудование поликлиникам и стационарам и не морочить людям голову. Но были два человека, чья вера и пробивная настойчивость позволили реализовать задуманное – Борис Говорин, в те годы мэр Иркутска, и Игорь Ушаков, ставший главный врачом Диагностического центра.

В идею верили только двое

Для 1990-х годов идея создания Диагностического центра была не просто новой, а новаторской. Это сейчас процедура УЗИ считается рутиной, а тогда эти аппараты в Иркутской области по пальцам можно было пересчитать.

Идея создания Диагностического центра в Иркутске принадлежала Борису Говорину в его бытность мэром – в сентябре 1993 года он подписал соответствующий приказ. Практическое руководство проектом было предложено Игорю Ушакову, ассистенту кафедры факультетской терапии Иркутского государственного медицинского института.

– Меня очень интересовала тема  внедрения современных методов диагностики, и я согласился безо всякого колебания, – вспоминает главный врач Диагностического центра Игорь Ушаков. – Первоначально планировалось, что Центр будет создан на базе действующего лечебного учреждения и займет 10–15 кабинетов.

В начале 1990-х годов в стране уже действовало около 40 подобных Центров. Анализ их работы и изучение зарубежного опыта показали, что внедрение проекта на базе любого учреждения не даст ожидаемой экономической, социальной и медицинской эффективности. В условиях небольших помещений будет просто невозможно организовать массовые потоки на обследование. Очереди и создаваемые неудобства станут вызывать негатив и раздражение. К аргументам Игоря Ушакова прислушался Борис Говорин и согласился с ними.

Распоряжением мэра для Диагностического центра было выделено здание универсама около кинотеатра «Баргузин», строительство которого было «заморожено» на уровне первого этажа. Предприимчивые граждане уже начали потихонечку растаскивать заброшенный объект, и новый хозяин здесь был просто необходим. Правда, в городе были частные лица и организации, которые тоже считали себя «хозяевами», и попытки завладеть недостроем предпринимались еще в течение трех лет.

Япония нам поможет

– Было понятно, что такой масштабный проект невозможно осилить только бюджетом города, и мы стали искать подходящую нашему замыслу кредитную линию. В те годы японский «ЭКСИМ-банк» выделил 500 миллионов долларов гуманитарного кредита для социальных объектов Дальнего Востока. По японским меркам Иркутск является территорией Дальнего Востока, и мы стали заниматься этой темой. На иркутскую заявку был получен ответ от заместителя министра финансов РФ Михаила Касьянова: все проекты на эту кредитную линию расписаны, ваш когда-нибудь в будущем будет учтен. Как говорится, приходите завтра.

Большинство людей в случае отказа опустили бы руки. Но у иркутян была своя стратегия – обратиться напрямую к председателю Правительства РФ Виктору Черномырдину. И 17 июня 1996 года было подписано распоряжение правительства о признании целесообразным привлечения кредита «ЭКСИМ-банка» в размере 16,15 млн. долларов для создания Диагностического центра. Два года спустя, во время своего визита в Иркутск и посещения медучереждения, строительство которого близилось к завершению, Виктор Черномырдин расписался на этом документе: «Рад нашим решениям, которые исполняются!»

Годы с 1994-го по 1996-й Игорь Ушаков вспоминает как абсолютно сумасшедшие: бесконечная череда согласований в различных ведомствах, вплоть до подразделения, занимающегося космическими исследованиями. Командировки и перелеты Иркутск – Москва – Иркутск. И каждая подпись столичного чиновника – как маленькая выигранная битва. Был даже случай, когда в Иркутске пришлось на полчаса задержать вылет самолета, чтобы успеть доставить в Москву необходимый документ.

– В июне 1997 года кредитное соглашение было подписано. Я в это время находился на учебе в Японии. Сразу позвонил в Иркутск, но здесь уже все знали радостную новость, – рассказывает Игорь Ушаков. – Самое интересное, что из проектов полумиллиардного японского кредита лишь несколько были реализованы и развиваются до сих пор. Многие идеи остались только на бумаге.

Оформление банковских документов – это отдельная детективная история с непредсказуемыми поворотами сюжета. Не менее напряженными были переговоры с японской стороной по поводу поставки оборудования. В списках, представленных специалистами страны Восходящего солнца, фигурировали устаревшие модели, которые иркутянам были категорически неинтересны. Японцы оказались, мягко говоря, обескуражены, когда из первоначального варианта в перечне остались только операционные и мебель для лаборатории.

Проект уникальный в масштабах страны

Стройка началась 1 ноября 1997 года, а уже через полтора года здание распахнуло свои двери для первых посетителей. Торжественное открытие состоялось 10 июля 1999 года. Специально для этого в Иркутск прилетела вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко.

– Мне был дан карт-бланш – команду для работы в Центре я формировал сам, и никто не мог мне навязать свои кандидатуры, – вспоминает Игорь Ушаков. – Конечно, люди приходили по рекомендациям, но они шли в общем потоке и на общих условиях. Всех руководителей – моих заместителей и заведующих отделениями – я приглашал сам. Мы приняли на работу в 1999 году более 200 человек, при этом собеседований с претендентами было более 2,5 тысячи.

На момент открытия Иркутский диагностический центр по уровню оборудования был уникальным в масштабах страны. Быть первым в день открытия сложно, но возможно. А вот оставаться лидером в течение десяти лет под силу лишь немногим.

– Мы понимали, что Центру нужны принципиально новые методы работы, и  занялись внедрением управленческих и маркетинговых технологий, – продолжает Игорь Ушаков. – Еще на этапе собеседований мы сразу жестко поставили условия – 100-процентная легализация работы и четкий контроль использования оборудования, чтобы у людей не возникало иллюзий, будто Центр может стать для них личной кормушкой. При этом всегда рассматривали наше учреждение как рентабельное и с этих позиций строили систему управления.

С первых дней открытия Центра стали работать над компьютеризацией всех процессов. Осенью 2001 года был издан приказ о запрете бумажных карт пациентов. Программы были прописаны так, что за несколько дней даже самые неопытные пользователи компьютеров – врачи и медсестры –  могли свободно работать в них.

В регистратуре медсестер заменили специалистами, не имеющими медицинского образования. Они грамотно и участливо общаются с пациентами, но не вступают в дискуссии с ними, что ускоряет процесс обслуживания.

Положительные стороны кризиса

– Аналитики говорят, что мир до кризиса и после кризиса – это два разных мира. В бизнесе есть выражение: или ты быстрый, или ты мертвый. С точки зрения кризиса можно это перефразировать  так: или ты эффективный, или ты мертвый. В общем понимании оптимизация расходов – это их сокращение. Но по своей сути сокращение и эффективность – две разные и подчас несопоставимые вещи. К примеру, у нас финансирование из системы обязательного медицинского страхования в этом году сократилось на 37%, но при этом  объемы работ снизились только на 7%. Я хочу подчеркнуть, что наша оптимизация никак не сказалась на качестве предоставляемых услуг. Кризис дает возможность задуматься и посмотреть на себя со стороны – что мы есть сейчас и куда мы будем двигаться дальше. Кризис – это очень  серьезный мотиватор. В нем есть и позитивные моменты: пересматриваешь казалось бы привычные истины.

Для наглядности перспектив развития Центра Игорь Ушаков рисует график. Все живое и неживое – будь то человеческая жизнь или развитие  предприятия – подвержено одному закону жизненного цикла. Все начинается с рождения, затем идут периоды  развития, становления, стабилизации, стагнации, и далее кривая идет вниз до самой смерти.

– Когда мы внедряли систему менеджмента качества, я использовал эту схему, чтобы убедить людей и привлечь их на свою сторону. Потому что если человек не будет поддерживать эту идею всей душой, она бессмысленна. Это дело не одного руководителя, а всего коллектива. Пять лет назад я рисовал эту схему и объяснял, где на этой кривой мы сейчас находимся. Если ничего не менять, то через пару лет мы неизбежно выходим на уровень стабилизации, а это уже начало конца. Хорошо, если этот период продлится еще лет десять, а может – и три-четыре года. Это тупик. Но есть другой путь – продолжить процесс развития, а не удлинить время стабилизации. Внедрение менеджмента качества стало для нас точкой роста. Сейчас, осуществляя задуманное, мы видим подобные скачки вверх еще в 2010 и 2012 годах. Заглядывать в более отдаленное будущее пока нет смысла – жизнь в нашей стране богата на непредсказуемые события.

Секрет успеха

Развиваться в период кризиса, когда другие думают лишь о том, как выжить, – это дерзко, но логично. Впрочем, десять лет работы Диагностического центра – это постоянный вызов существующей системе и принятому образу мышления. В чем же слагаемые этого успеха?

– Первое и самое главное – это команда единомышленников. Кадры по-прежнему решают все. Это люди, которые поверили мне и приняли идею, которую многие называли бредовой или утопической. Практически все руководители работают с первых дней открытия Центра.

Второе – есть такое направление в менеджменте как «деловое совершенство». Наш принцип – это непрерывное совершенствование, постоянное движение вперед. Могу сказать, что к весне 2010 года, когда мы реализуем то, над чем сейчас работаем, вы не узнаете Диагностический центр. Это будет совершенно иное учреждение.  К 2012 году мы планируем еще более сильные обновления. Может быть, мы уже будем называться не Диагностический центр, а как-то иначе.

И третья составляющая, которую можно было бы поставить на первое место, – это наши пациенты. У нас есть понимание того, что пациенты являются равноправными партнерами в нашей работе. При любом раскладе за каждым посетителем идут средства – по системе ОМС или личные сбережения. Без пациентов у нас нет будущего. Мы помним об этом и к весне готовим много новых программ для жителей города и области.

на правах рекламы