17.07.2009 12:00
Теги
17.07.2009 12:00

В SOCHI раки зимуют!

Использовать олимпийскую символику без лицензионного договора запрещено

Контрафактное использование олимпийской символики карается законом. В этом пришлось убедиться иркутскому предпринимателю Андрею Фурсову. Продавая в одном из павильонов Дворца спорта «Труд» маечки с надписью «SOCHI 2014», он попрал целый ряд правовых основ. Как оказалось, его деловая инициатива вступила в конфликт с Гражданским кодексом РФ, антимонопольным законодательством, Федеральным законом «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи…» N 310, самой Конституцией РФ и даже Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 года.

Злосчастные майки Андрей Фурсов приобрел в количестве 20 штук на китайском рынке. Конечно, без каких-либо сопроводительных документов. О том, что надпись «SOCHI 2014» является товарным знаком предстоящей Олимпиады, не знал. О законе N 310 не слышал.

Между тем своими действиями предприниматель допустил несанкционированное использование чужого товарного знака, а стало быть, повинен в недобросовестной конкуренции. Ибо всякий товарный знак имеет своего правообладателя, чье исключительное право распоряжаться им удостоверяется специальным свидетельством. Это записано в Гражданском кодексе РФ. И всякий товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, который охраняется законом. Так сказано в Конституции РФ.

Правообладателем символики зимней Олимпиады в Сочи является Олимпийский оргкомитет. Использование этой символики, а также введение в оборот товаров с ней без соответствующего лицензионного договора являются незаконными и квалифицируются как недобросовестная конкуренция. А это уже Закон «О защите конкуренции», пункт 4 части 1 статьи 14 – «Недобросовестная конкуренция, использование контрафактной продукции».

Сначала товар в павильоне Андрея Фурсова конфисковали сотрудники подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД по Иркутской области. Потом стражи порядка передали материал в Региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Комиссия УФАС вынесла решение о признании бизнесмена нарушителем конкурентного права и оштрафовала на 20 тыс. рублей (такая санкция предусмотрена административным правом для индивидуальных предпринимателей, юридическому лицу выписали бы оборотный штраф, исчисленный от размера выручки с «неправильного» товара).

Уже после милицейского рейда Андрей Фурсов попытался связаться с Олимпийским оргкомитетом, чтобы заключить договор на использование логотипа. Однако там ему сказали, что такие договоры будут заключаться не раньше января 2010 года, а на сегодняшний день даже сам механизм лицензирования не разработан. Если все это так, то всем хозяйствующим субъектам следует учесть, что легальных товаров с атрибутикой Олимпиады-2014 в природе еще не существует. И любое участие в их реализации – гарантия нарушения закона.

Андрей Фурсов – не единственный, кто пытался сыграть на повышенном интересе народа к сочинскому ристалищу, а вместо этого нарвался на неприятности и убытки. В Красноярском крае сотрудники ФАС наказали предпринимательницу Фриду Давтян, торговавшую спортивными товарами с надписью «Sochi 2014», а также укротили коммерческие интересы неких дельцов, возвестивших с рекламного баннера: «Букмекерская контора. Ставки на спорт в он-лайн-режиме SOCHI 2014».  

Важно знать также, что относится к олимпийской символике. Закон N 310 включает в этот перечень наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «SOCHI 2014», Olympic, Olympian, Olympiad, Olympic Winter Games, Olympic Games и образованные на их основе слова и словосочетания. Олимпийской символикой являются также огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и логотипы предыдущих Олимпийских игр. И это еще не все. Список дополняют произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные творческие работы, включающие олимпийскую, параолимпийскую символику и (или) ее элементы.

Иными словами, товар, в дизайне которого есть хоть какие-то намеки на привлекательный для потребителя олимпийский дух, могут появляться на прилавках только под эгидой лицензионного договора с оргкомитетом Олимпиады. А все остальное – от лукавого.

Марк Тарасов

 

Иркутское управление ФАС обращается к населению с просьбой о помощи в раскрытии нарушений, связанных с использованием олимпийской символики. Встретившись с такими фактами, звоните нам по телефонам: 24-32-31, 20-31-23.