17.07.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
17.07.2009 12:00

В Ангаре станет больше рыбы

Возобновил работу завод по разведению сиговых и осетровых

На этой неделе возобновилось воспроизводство ценных пород рыб в водохранилищах Ангарского каскада. После нескольких лет простоя заработал крупнейший рыборазводный завод в Иркутской области. Бывший Бельский, а ныне Белореченский выпустил первую партию мальков пеляди. Свидетелем этого исторического события стала газета «Областная». 

На задворках деревни Сосновка Усольского района едем по дороге, петляющей между прудами, густо заросшими кустарниками и осокой. Эти искусственные водоемы принадлежат бывшему Бельскому рыбоводному заводу. Последние два года они стояли осушенными и только нынешней весной наполнились водой и обитателями – мальками пеляди.

– Это выростные пруды, – рассказывает управляющий Белореченским рыбзаводом Михаил Кравчук. – Они занимают площадь в 120 га, но половина из них сейчас пребывает в аварийном состоянии.

Об изношенности производственных мощностей говорят и неказистые постройки завода – полуразрушенный гараж и небольшой инкубационный цех. В былые времена здесь выращивали до 100 млн. икринок сиговых и осетровых, которые пополняли рыбные запасы Приангарья. К примеру, в 1980-е годы на Братском водохранилище благодаря рыбзаводу ежегодно отлавливали до 60 тонн омуля и пеляди.

Михаил Кравчук открывает задвижку самого большого пруда, и стаи серебристых мальков по искусственному ручейку устремляются в реку Белую. Последний раз это происходило в 2006 году. Тогда биоресурсы рек и водоемов области пополнили около 2 млн. мальков пеляди. Сколько их выйдет нынче, станет известно к концу июля, когда спустится вода во всех выростных прудах, а ихтиологи по специальной методике выведут итоговую цифру. Но количество сейчас непринципиально. Важен сам факт выпуска молодняка в реки и водоемы Приангарья. Заработал завод, а с ним и крупнейшая база в области по воспроизводству сиговых и осетровых пород рыб.

Немало сил и средств потребовалось для этого события, вспоминает управляющий. По его словам, завод проектной мощностью 120 млн. штук икры был построен в 1969 году. Он принадлежит федеральному предприятию – ОАО «Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства». Последние два года мощности простаивали без финансирования – штат сократили до трех человек, оборудование законсервировали. Спасла ситуацию передача завода в аренду частной компании для занятий товарным рыбоводством. Так появился Белореченский рыбзавод.

– Деньги на возобновление производства выделили из компенсационных средств, поступающих в областной бюджет от предприятий, использующих природные ресурсы. В этом году мы получили более двух миллионов рублей, в марте закупили 12 миллионов штук икры в Тюменской области. На корма и электроэнергию заработали сами – продали в Читу выращенное поголовье карпов, – рассказывает Михаил Кравчук.

Он ведет нас в инкубационно-личиночный цех. Здесь в прозрачных аппаратах Вейса, напоминающих большие перевернутые бутылки, икра созревала в течение месяца. Головастики по трубам с проточной водой переместились в небольшие бассейны, а спустя трое суток – в пруды.

– Вы не смотрите, что водоемы так сильно заболочены, – говорит управляющий. – Весной почистить не успели: до последнего не знали, получится ли купить икру. Зимой загоним трактора, все заросли уберем, землю вспашем. А еще, наверное, запустим в пруды травоядную рыбку – толстолобика. 

Морально и физически устаревшее оборудование – головная боль руководства завода. Одна из первоочередных задач – приобрести ультрафиолетовую установку для облучения икры, которая будет оберегать мальков от грибковых заболеваний. А пока будущее поголовье пеляди проверят на инфицированность ихтиологи Лимнологического института СО РАН с помощью своей новой экспресс-системы диагностики рыб.

Чтобы отобрать пробы воды и мальков для лаборатории, отправляемся на нижнюю дамбу искусственного канала, соединяющего выростной пруд с Белой. Здесь устанавливаем ловушку и видим, как ежеминутно вниз по течению проходят до 100 маленьких пелядей. Зачерпнув их сачком, Михаил Кравчук показывает нам, что рыбки довольно крупные – весом до 2 г:

– Первоначально мы планировали дорастить их до 400 мг. Но наукой установлено, что экономически эффективно выпускать подрощенную молодь – она более жизнестойкая, чем личинки. Пруды мы удобрили органикой, а в воду постоянно добавляли кормовые дрожжи.

Через пару дней выпущенные с рыбзавода мальки достигнут Ангары, откуда попадут в Братское водохранилище. А спустя три-четыре года произойдет долгожданный промышленный возврат – рыба начнет подниматься по Белой, Ангаре, Китою, Иркуту. В реках пелядь обычно достигает веса 700 г, ее озерная форма гораздо больше – 2–3 кг.

– К сожалению, рыба, добываемая на реках и водоемах Приангарья, имеет низкое качество. Как правило, это лещ и карась, которые пользуются спросом только в переработанном виде. Нам необходимо заниматься рыборазведением, чтобы постепенно сделать состав рыбного населения более ценным, – считает заместитель начальника Иркутского межрайонного отдела Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Павел Аношко.

Кстати, разводить омуль на Белореченском рыбзаводе хотят со следующего года. Икры на второй сезон здесь планируют закупить поменьше – будут делать акцент на укрупнение молоди, выращивая мальков весом 5–6 г, чтобы увеличить промвозврат. А там, глядишь, и до аквакультуры недалеко.

– Будем брать пример с Читы, где рыбу успешно разводят и выращивают на целых водных плантациях, – на оптимистичной ноте прощается с нами Михаил Кравчук.

 

комментарий

И. о. начальника отдела организации рыболовства и управления заказниками службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Ирина Московская:

– Уже несколько лет в рыбохозяйственных водоемах Иркутской области не проводятся плановые мероприятия по искусственному  воспроизводству ценных видов рыб. В связи с этим правительство Иркутской области ведет переговоры с Федеральным агентством по рыболовству о содействии в передаче в областную собственность двух рыборазводных заводов – Бельского в Усольском районе и Бурдугузского в Иркутском районе. С 2004 года они находятся в собственности ФГУП «Востсибрыбцентр», дислоцирующегося в Республике Бурятия.

Последнее письмо в Росрыболовство было отправлено в марте, однако официального ответа мы так и не получили. В устной форме нам пояснили, что субъекты РФ не имеют права заниматься воспроизводством ценных пород рыб  – это прерогатива федеральных структур. Единственное, что нам предложили – рассмотреть вопрос о передаче заводов в собственность ФГУ «Байкалрыбвод»  – структурного подразделения Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства. Позиция правительства области по данному вопросу заключается в сохранении прямого государственного управления воспроизводственным комплексом.