20.07.2009 12:00
Теги
20.07.2009 12:00

Деловая романтика

За спиной участников экспедиции «Байкал – Тихий океан» Улан-Удэ и Чита

Почти 20 процентов долгого пути пройдено. Но географическая экспедиция «Байкал – Тихий океан» не спешит искупаться в Японском море – дел в дороге полно. Взять пробы почвы, записать данные по транспортному коридору. Хотя это промежуточная работа, основная же проходит в крупных городах. Ученые успели посетить Улан-Удэ и Читу, где впервые презентовали колоссальный труд трех институтов – уникальный атлас социально-экономического развития Байкальского региона. И, разумеется, не забыли про главную цель экспедиции – почтить память генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, поведав о нем общественности.  

В память об Александре Антипове

Напомним, экспедиция «Байкал – Тихий океан», организованная институтом географии им. В.Б. Сочавы СО РАН и посвященная 200-летию со дня рождения генерал-губернатора Восточной Сибири, стартовала 15 июля от памятника Александру III.

– Сегодня отправляется во Владивосток научная экспедиция в честь великого государственного деятеля, – напутствовал стартующих министр культуры Иркутской облас-

ти Виталий Барышников. – Муравьев-Амурский сделал очень многое для Иркутска, нашего региона и в целом для России. У нас запланирован ряд мероприятий, посвященных его юбилею. Центровым событием станет экспедиция «Байкал – Тихий океан». Желаю вам счастливого пути, выполнить всю намеченную программу, посетить регионы, которые волей генерал-губернатора стали российскими и были населены, по сути, выходцами из Восточной Сибири.

Участников довольно авантюрного мероприятия провожали взгляды, полные восхищения и сочувствия. Сопереживать было чему – путешествие затяжное, на две недели, причем, на УАЗе, зовущемся в народе «таблеткой». А съемочная группа отправилась вместе с географами и краеведами для съемок фильма про Николая Муравьева-Амурского на небольшом грузовичке. Но трясет пока в меру. Научный сотрудник института географии Цыренжап Дашпилов даже умудряется по пути делать заметки, какие дороги пересекаются с федеральной трассой, какое покрытие, интенсивность потока и многое другое. Потом, после экспедиции, наблюдения выльются в полноценный анализ транспортного коридора Иркутск – Владивосток.

– Одно дело дороги на карте, другое – увидеть их и прочувствовать вживую, – улыбается Цыренжап Дашпилов.

Однако, как нас предупредили в Улан-Удэ и Чите, дальше трасса раем не покажется – впереди около 300 км гравийной дороги. Что это такое в «таблетке», участники экспедиции уже успели ощутить на одном мизерном участке до Улан-Удэ. Но глобальные цели и задачи, поставленные в начале пути, куда важнее неудобств. Кстати, за эту поездку до Тихого океана ратовал и считал ее важнейшим мероприятием года директор института географии Александр Антипов, который, к сожалению, не дожил до реализации своих задумок. Как говорит научный руководитель экспедиции Леонид Корытный, память о нем просто требует провести научный поход достойно.

Благодаря генерал-губернатора 

В Улан-Удэ иркутяне разместились в загородном доме заместителя директора по научной части Байкальского института природопользования СО РАН Дмитрия

Могнонова. Правда, в ущерб принципам экспедиции, но ученые логично рассуждали – в палатках пожить еще успеем, так стоит ли отказываться от кроватей. Например, в Чите домашнего комфорта уже не было. Раскинули лагерь на лоне природы у небольшой речки Читинка, привлекая внимание местных жителей. Дальше предстоит еще несколько ночевок на свежем воздухе. Географам-романтикам это только на пользу. К примеру, можно взять пробы почв для проведения сравнительного анализа однотипной растительности в восточных регионах, этим во время поездки занимается физгеограф Елена Истомина.

– Уже есть пробы почв, взятые в Улан-Удэ, по пути в Читу, – поделилась она. – Делаю небольшой разрез глубиной сантиметров 30, чтобы посмотреть почвенный профиль. Затем будем анализировать, чем отличаются таежные ландшафты Сибири и Дальнего Востока. Что из этого выйдет, сейчас сложно сказать. Может, научная статья, а может, результаты анализа окажутся тривиальными. Но, надеюсь, обнаружим что-нибудь интересное. Насколько мне известно, никто такого сравнения в этих местах еще не делал.

У Елены Бонадысенко и Алексея Черенева, как экономических географов, другая задача, более глобальная – провести исследования по влиянию мирового кризиса на социально-экономическое развитие восточных регионов страны. Конечно, такую информацию можно получить и по электронной почте. Однако научные сотрудники отметили, что главное для географа не оперировать сухими статистическими данными, а все увидеть своими глазами, добыть более правдивую информацию через непосредственное общение с жителями. Попутно они проводят опрос разных слоев населения. В Улан-Удэ, к примеру, было роздано около 200 анкет.

– С кризисом многое изменилось в социально-экономической и экологической обстановке восточных регионов, – подчеркнул заместитель директора Байкальского института природопользования Баир Гомбоев на встрече с иркутянами. – Так что экспедиция наших соседей очень своевременна. Они делают живой срез ситуации.

И не только. Географы Бурятии, пожалуй, впервые услышали подробнейший доклад о жизни и деятельности Николая Муравьева-Амурского. Просвещал их сотрудник Иркутского областного краеведческого музея Павел Петухов. Даже иркутяне впервые услышали много интересных фактов о государственном деятеле, благодаря которому были созданы новые области – Забайкальская, Якутская, Амурская, Приморская и Камчатская, позже присоединенная к Приморской.

– При Муравьеве-Амурском была создана Сибирская флотилия, основаны новые порты на Тихом океане, организовано судоходство на Амуре, – подвел итог своего доклада Павел Петухов. – Появился Сибирский отдел Русского географического общества – первое в Сибири научное учреждение. Генерал-губернатор оказывал покровительство науке и культуре. Во время его руководства в Иркутске было возведено новое здание Девичьего института Восточной Сибири – более демократичного по своим принципам учебного заведения в сравнении с его столичными прототипами. В результате активной деятельности Муравьева-Амурского образовательный уровень сибирской бюрократии превысил общероссийский.

Карта устойчивого развития

Ключевым событием экспедиции стала презентация серии карт социально-экономического развития Байкальского региона. В Улан-Удэ и Чите Леонид Корытный впервые представил результаты совместного труда с Байкальским институтом природопользования (Бурятия) и институтом природных ресурсов, экологии и криологии (Чита). Подобный комплекс информации о восточном регионе страны – единственный среди субъектов РФ, который войдет в атлас России по соцэкономразвитию. Последний будет готов предположительно в конце года. Как рассказал Леонид Корытный, идея создания серии карт витала давно. Ровно год назад на конференции в Улан-Удэ она обрела конкретные черты. А с декабря прошлого года началась непосредственная работа по сбору информации.

– Байкальский регион является стратегическим для России, – говорит Леонид Корытный. – И атлас должен стать ядром развития территории. Изначально планировалась разработка серии карт социально-экономического развития Северного и Южного регионов страны, но до конкретики не дошло, видимо, не нашлось организаторов. В целом атлас – произведение нового вида, интегрирующее современную информацию и знания об экономике, социальной сфере, населении, природно-ресурсных и экологических предпосылках развития. Наш атлас в первую очередь будет востребован у региональных и муниципальных властей, в учебных заведениях.

В начале июля основная работа по составлению около ста карт была завершена. Охвачены все сферы жизнедеятельности – проблемы демографического, социального и экономического развития, природно-ресурсный потенциал, экологическая обстановка. В серии есть даже карты по доходам населения, по состоянию жилищно-коммунального хозяйства. Большой раздел посвящен здравоохранению, в частности обеспеченности врачебными кадрами, заболеванию алкоголизмом, инвалидности и др. Впервые была собрана и комплексно оформлена информация о религиозных организациях, коренных малочисленных народах, электоральной ситуации (политическая дифференциация состава депутатского корпуса, динамика явки избирателей, политические предпочтения населения).

По словам Леонида Корытного, осталось скомпоновать серию карт, корректно ее оформить и издать. В будущем планируется создать цифровой атлас устойчивого развития Байкальского региона, который будет оформлен как гипер-медийная информационная система, способная воспроизводить электронные карты и доступная для пользователей сети Интернет. Он даст комплексную характеристику состоянию Байкальского региона, позволит определить стратегию его устойчивого развития.

Но это в перспективе. Сейчас важно без особых приключений добраться до конечной точки автомобильного пробега. Более тысячи километров уже позади. Научный руководитель постоянно «успокаивает» нас, говоря, что дорога пока балует своим качеством и довольно близкими расстояниями между населенными пунктами. Что ждет дальше – увидим.