22.07.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
22.07.2009 12:00

С осколком в сердце

Отметил 90-летие ветеран Иннокентий Черкашин

20 июля шелеховчанин Иннокентий Черкашин отметил 90-летие. Поздравить героя Великой Отечественной войны приехали муниципальные руководители и другие официальные лица. От имени министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Семена Крутя ветерану был вручен приветственный адрес и ценный подарок.

Солнечным днем у подъезда обыкновенной хрущевки в Шелехове собрались люди с букетами цветов. Они пришли к ветерану Иннокентию Черкашину. В самую макушку лета – 20 июля – ему исполнилось 90 лет. Из них 68 лет носит фронтовик в своем сердце осколок снаряда, полученный в 1941-м в боях под Харьковом. Не каждому отпущено природой столько сил и здоровья, чтобы выжить при подобном ранении, продолжить воевать, а после победы – успешно работать.

– Что в моем возрасте говорить о здоровье? Не скажу, что плохое, но и нормальным его не назовешь, – отвечает на вопросы именинник. – Недавно насчитал полтора десятка диагнозов. Фронт сказался…

Родился Иннокентий Черкашин в Тункинском районе Бурятии, в большой семье. Он был старшим из пяти братьев и сестер. Чистый воздух Саян и крестьянский труд с малых лет – вот, по словам ветерана, залог крепкого сибирского здоровья.

– Зимой ходил в школу, летом работал в колхозе, – вспоминает довоенное детство фронтовик. – В семь лет стал пионером, в 14 – вступил в комсомол. Был секретарем комсомольской организации, потом членом райкома и обкома комсомола.

В родном селе Ахалик окончил семь классов, а десятилетку – в Слюдянке, куда семья переехала в 1934 году. Прошел и школу фабрично-заводского обучения. Работал в Слюдянском рудоуправлении слесарем, потом машинистом компрессора. Службу в армии проходил на Тихоокеанском флоте. Демобилизовался в звании старшины второй статьи весной 41-го…

– Вернулся в Слюдянку, приглядел себе невесту. Как раз на мой день рождения – 20 июля – сговорились мы пожениться, да все планы перечеркнула война…

На третий день войны получил Иннокентий повестку в военкомат. Отправили его, бывшего моряка, почему-то не на флот, а в артиллерийское училище. Спустя полгода в звании лейтенанта прибыл он на 1-й Украинский фронт.

– Мы первыми начали наступление под Харьковом. Освободили Барвенково. Я командовал минометной батареей. Против нас немцы бросили специальные войска – смертников. У них, помню, черная форма была и нашивки – череп со стрелой. Я командовал с наблюдательного пункта. Обстрел был страшный – на каждый квадратный метр падал снаряд. Ранило меня дважды – одно слепое ранение в грудь, второе – в позвоночник. Больше суток пролежал без сознания. Меня раненого с поля боя вынесла медсестра Маша Капустина. Больше километра до полевого госпиталя тащила на плащ-палатке. В госпитале удалили осколок из позвоночника вместе с позвонком. Военные врачи сказали, что вынуть иначе его нельзя. Сшили, подлечили – и снова на фронт. Сейчас хирурги удивляются: как можно было в полевых условиях провести такую сложную операцию?

На ранение в грудь никто тогда особого внимания не обратил. Были задеты два ребра. Рана не беспокоила. Так с осколком и воевал до конца. От Харькова дошел до Эльбы. Участвовал в Берлинской операции, в освобождении Потсдама и Магдебурга. На развалинах Рейхстага оставил свою подпись. За боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и 18 медалями.

Уже после демобилизации, когда Иннокентий Черкашин работал в Слюдянке, ранение дало о себе знать.

– Случился инфаркт, меня направили на обследование в Иркутск, там-то все и выяснилось. Однако для операции тогда нужной аппаратуры не оказалось. Повезли в Москву. Снова долго обследовали. Врач-профессорша мне сказала: «Оперировать вас не будем. Очень сложно. Осколок сейчас в капсуле, в оболочке. Если ее разрезать, металл окислится, выделит яд, который быстро разойдется по всему организму – и сразу смерть. Но вы не пугайтесь! Жить вы сможете до ста лет с этим осколком!» Дали рекомендации: не курить, не пить и не ложиться на левый бок. С тех пор я сплю только на правом боку или на спине.

В 90 лет у Иннокентия Черкашина отличная память и большое жизнелюбие.

– Я никогда не сидел без дела, – объясняет свою жизнестойкость юбиляр. – Работал секретарем исполкома, лектором-международником, неоднократно избирался депутатом районного и городского Советов народных депутатов. Заочно окончил Московский статистический институт и Иркутский институт марксизма-ленинизма. До сих пор принимаю активное участие в общественной деятельности. Я председатель совета старейшин Шелехова и член областного совета старейшин. Скучно сидеть без дела, когда в мире столько интересного. Главное – не раскисать и не зацикливаться на своих болячках. Нужно радоваться каждому прожитому дню, любить жизнь. У меня было много хороших, радостных, счастливых лет, но были, конечно, и тяжелые годы. По существу, я считаю, что когда выжил после ранения в грудь, то родился второй раз. И уж если получил такой подарок – нужно использовать его на полную катушку.