Продолжение следует
В течение двух месяцев РУСАЛ определится со сроками реализации алюминиевого проекта в Тайшете
Два месяца потребуется менеджменту ОК «РУСАЛ», чтобы назвать даты возобновления строительства и срока сдачи первой очереди Тайшетского алюминиевого завода. Уже более полугода стройка приостановлена. Виноваты финансовый кризис и падение цен на алюминий. Но, как заверяют в компании, вариант замораживания объекта даже не рассматривается. Во вторник территорию будущего завода осмотрели губернатор Дмитрий Мезенцев и генеральный директор РУСАЛа Олег Дерипаска.
Полгода ждали, еще два месяца подождем
Для Тайшетского района строительство алюминиевого завода – это не просто перспектива развития, это шанс выжить. С его возведением, надеются местные жители, здесь появится новая больница, возобновится жилищное строительство. И самое главное, это рабочие места: до 25 тыс. человек будет задействовано на этапе строительства и около 3,5 тыс. – после запуска производства.
Два месяца на решение всех вопросов – такой срок обозначил Олег Дерипаска по итогам рабочей поездки. За это время компания надеется решить вопрос с поставщиком электроэнергии, договориться с инвесторами, с подрядчиками, оборудование которых простаивает на стройплощадке, и с Федерацией о софинансировании социального строительства.
Откровенно говоря, от главы компании рассчитывали получить другую информацию. Журналисты хотели услышать конкретную дату возобновления строительства, местные власти – гарантии в реализации проекта и решения социальных вопросов. А жители Тайшета, как оказалось, ждали Владимира Путина.
Премьер-министр в Тайшет не приехал. Пришлось подождать и Олега Дерипаску. Они с Дмитрием Мезенцевым задержались на осмотре других строек РУСАЛа в Красноярском крае: Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода. Тем временем журналистам устроили ознакомительную экскурсию по территории будущего завода: огромные корпуса, литейный цех, склады, ремонтно-механический цех – общая площадь предприятия превышает 400 га.
– Готовность первого пускового комплекса очень высокая. За семь месяцев строительства начато 65 объектов. Это будет современный завод, общая мощность – 750 тысяч тонн в год, первой очереди – 187 тысяч тонн. Всего будет четыре корпуса по 168 электролизеров в каждом. Протяженность корпусов – 1,3 тысячи метров, – рассказывал руководитель строительства ТаАЗа Гаррий Шалак.
С ноября прошлого года на стройке стоит тишина. Реализацию крупного (даже по РУСАЛовским меркам) проекта остановил финансовый кризис.
Возведение завода началось в мае 2008 года. На стройплощадке наладили выпуск бетона производительностью 54 кубометра в час. Было задействовано порядка 1,5 тыс. человек, для которых построили комплекс общежитий. Теперь для выполнения текущих работ осталось около 30 сотрудников.
– В строительство Тайшетского завода уже вложено порядка 600 миллионов долларов, – пояснил Гаррий Шалак. – Для завершения первой очереди необходимо еще более 300 миллионов.
На вопрос, сколько сможет простоять объект в недостроенном виде, он ответил: да хоть десять лет. И пообещал, что уже через три месяца после возобновления финансирования здесь будет все кипеть.
Оптимизация в пользу Сибири
Когда именно стройка «закипит», руководитель РУСАЛа уточнять не стал. Но в целом и Олег Дерипаска, и Дмитрий Мезенцев остались довольны осмотром как площадки Тайшетского завода, так и Красноярских проектов компании.
– Обидно, что строительство Тайшетского завода приостановлено, – отметил губернатор в ходе совместной пресс-конференции. – Хотя тому есть объективные причины.
Олег Дерипаска рассказал журналистам об успехах компании в сокращении издержек и ближайших планах по оптимизации производства:
– Скорее всего, мы примем решение о закрытии мощностей в европейской части России и частично на Урале. Это связано с повышением экологической нагрузки на предприятия и ростом стоимости электроэнергии. Соответственно, станут актуальными проекты Богучанского и Тайшетского заводов. До конца 2011 года РУСАЛ не планирует увеличивать мощности по производству алюминия, это обусловлено слабым спросом на внешних рынках. Заделы в Иркутской области и Красноярском крае будем использовать для оптимизации. В настоящее время мы ведем переговоры с «РусГидро» о порядке использования избытка мощностей, который возникнет после запуска первой очереди Богучанской электростанции. Кроме того, мы имеем достаточно проработанную альтернативную программу с ОАО «Иркутскэнерго» о строительстве сетевой инфраструктуры, в частности, в Тайшетском районе. Решение по схеме энергоснабжения завода будет принято в ближайшие два месяца. Тогда, я думаю, мы сможем точно назвать сроки окончания строительства его первой очереди.
Нынешний вариант реализации проекта «ТаАЗ» предусматривает получение первого металла в 2011 году. Завершение всех работ планируется к концу 2013 года.
Более привлекательным для компании является запитка ТаАЗа от БоГЭС. Это сделает оба проекта более выгодными, отметил Олег Дерипаска, в том числе и для РусГидро. В настоящее время наблюдается падение спроса на электроэнергию, в Иркутской области и Красноярском крае снижение, по словам главы РУСАЛа, составило порядка 6%. Запуск Богучанской ГЭС, как нового источника энергии, только увеличит ее избыток. А это дополнительные расходы для потребителей, подчеркнул Олег Дерипаска.
Тяжкое бремя социальных задач
Среди журналистов появился мэр Тайшетского района Анатолий Зелезинский. Главу территории беспокоили перспективы строительства социальных объектов и жилья. Понять его можно: в прошлом году в городе было заложено три жилых дома для работников завода, но в октябре на этапе фундамента стройка остановилась.
Да и в целом администрация Тайшетского района возлагает на алюминиевую компанию большие надежды. Разговор идет, в частности, о поддержке в строительстве больницы, школы искусств, детского сада, автодороги и других объектов.
– Улучшение социальной инфраструктуры должно быть в приоритете, – согласился с мэром Дмитрий Мезенцев. – Говоря о новых проектах, мы должны оценивать количество рабочих мест, которые будут созданы в результате их реализации, а также поддержку социальных программ. В сегодняшних сложных экономических условиях это особенно важно.
У РУСАЛа был проработан план строительства социальной инфраструктуры, рассказал Олег Дерипаска, но в связи с кризисом его реализация значительно затруднилась.
– Сейчас мы обсуждаем с Министерством регионального развития РФ возможность софинансирования этих работ. Одной компании будет тяжело нести это бремя. Но, думаю, за два месяца сможем решить эту проблему.
Цена вопроса
Что будет с ценами на алюминий – журналисты прежде всего хотели узнать мнение главы крупнейшей алюминиевой компании. Расти не будут, однозначно ответил он. Еще один вопрос – величина издержек в связи с приостановкой строительства ТаАЗа. Такие издержки, безусловно, есть, согласился Олег Дерипаска, но суммы уточнять не стал.
На площадке завода мы насчитали не мень-
ше 20 обездвиженных строительных кранов и экскаваторов. Все техника, задействованная на объекте – собственность подрядчиков, пояснил Гаррий Шалак, и ее простой – еще одна строчка в расходах на проект.
Но это копейки по сравнению с затратами на завершение работ. Готовность первой очереди завода составляет около 60%. По оценкам РУСАЛа, на завершение необходимо 338,8 млн. долларов. Это примерно на 30% меньше ранее запланированного. Такая экономия, по словам специалистов компании, была достигнута за счет пересмотра порядка ввода объектов, снижения производительности первых пусковых комплексов, отказа от строительства ряда объектов при максимальном использовании существующих зданий.
Общий бюджет проекта оценивается в 2,7 млрд. долларов (с учетом НДС). При этом налоговые поступления в период строительства (до 2014 года) должны составить порядка 7 млрд. рублей, а после ввода в эксплуатацию – 3,4 млрд. рублей ежегодно.
Какая часть этих платежей поступит в бюджет области, в компании не уточнили. Дмитрий Мезенцев обратил на этот вопрос особое внимание.
– Есть некая асимметрия в преференциях, которые получают субъекты РФ, на территории которых расположены заводы, и те, где зарегистрированы головные офисы. Мы должны найти полное взаимопонимание с бизнесом в этом вопросе. И суммы, которые поступят в бюджет в виде налогов, должны принципиально отличаться от тех, которые мы имеем сейчас. Мы начали переговоры с РУСАЛом, чтобы добиться большего пополнения регионального бюд-
жета. Я думаю, что ни Олег Владимирович, ни я не забудем этого, – подчеркнул губернатор.