24.07.2009 12:00
Теги
24.07.2009 12:00

Виктору Дорошку дали девять лет

12 лет назад мэр Усть-Илимска организовал убийство оппонента по бизнесу Александра Пуртова

Вчера в Иркутском областном суде была поставлена точка в детективной истории, которая, собственно, и началась в стенах храма Фемиды в 1996 году. Тогда в Иркутском областном арбитражном суде сошлись два непримиримых оппонента, которые, выражаясь просто, делили имущество акционированного в 1992 году древесно-подготовительного цеха Усть-Илимского целлюлозного завода. На стороне заместителя генерального директора ОАО «Усть-Илимский лесопромышленный концерн» Александра Пуртова, выступавшего в интересах предприятия, были правда и закон. В «активе» генерального директора АОЗТ «Ксилема» Виктора Дорошка, утверждают сегодня следственные органы, – обширные связи в криминальном мире…

 

Из материалов уголовного дела по обвинению мэра Усть-Илимска Виктора Дорошка в преступлении, предусмотренном статьями 17 (часть 4) и 102 (пункт «а») Уголовного кодекса РСФСР («Соучастие в форме организации умышленного убийства из корыстных побуждений») следует, что решение устранить Александра Пуртова он принял в августе 1996 года. Цитата: «преследуя цель запугать руководство ОАО «ЛПК» и понудить к возврату имущества и погашения задолженности перед АОЗТ «Ксилема» на общую сумму 469 млрд. неденоминированных рублей, о чем в Иркутском областном арбитражном суде рассматривались споры». На роль пособника выбрал знакомого предпринимателя, вращавшегося в криминальных кругах. Сговорились практически сразу. Во-первых, Виктор Дорошок обещал заплатить за убийство 25 тыс. долларов. Во-вторых, «авторитетный» бизнесмен был кровно заинтересован в финансовом воскрешении ликвидированной по суду «Ксилемы» – она задолжала его предприятию солидную сумму.

Осенью 1996 года пособник приобрел для совершения убийства автомат Калашникова и девять патронов к нему, а также определился с кандидатом в киллеры. Выбор пал на бывшего «вэдэвэшника», который умел держать в руках оружие, но не деньги. Обещанных 10 тыс. долларов наемнику показалось вполне достаточно, за домом Александра Пуртова в поселке Лесном Усть-Илимска началась круглосуточная слежка. Преступники примерялись, каким способом лучше выполнить «заказ», процесс приготовлений затянулся и «…на одной из встреч с пособником, – сообщается в обвинительном заключении, – Дорошок стал настаивать на скорейшем убийстве Пуртова, так как на 24 декабря было назначено очередное заседание в Арбитражном суде…» Роковые выстрелы прозвучали утром 19 декабря 1996 года. И только через 12 лет организатор преступления заслушал обвинительный приговор. Все это время о причастности Виктора Дорошка к убийству в Усть-Илимске не говорил разве что ленивый. Знали – и трижды избирали на пост мэра города… 

Как объяснила руководитель следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Иркутской области Алла Никонова, своевременно привлечь Виктора Дорошка к уголовной ответственности отчасти не позволил его особый статус:

– В 1998 году он впервые был избран на пост мэра Усть-Илимска. На тот момент, то есть до принятия поправок в российское законодательство, народные избранники были фактически неприкосновенными фигурами для следствия. Хотя версия о том, что именно Дорошок является заказчиком преступления, казалась наиболее вероятной с самого начала расследования. Я считаю, что никто из правоохранительных органов тогда просто не рискнул привлекать высокопоставленного чиновника к уголовной ответственности. Такая воля была проявлена сотрудниками нашего следственного управления. Несмотря на большой срок, прошедший с момента преступления, нам удалось разыскать, допросить и доставить в суд для дачи показаний достаточное количество свидетелей по этому делу, собрать необходимую доказательную базу. Закон восторжествовал!

Увы, не с первого раза. Напомним, в июне 2008 года уголовное дело в отношении Виктора Дорошка было прекращено Иркутским областным судом «в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности». Однако судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ удовлетворила ходатайство гособвинения и вернула дело на новое рассмотрение в Иркутск, уже в ином составе суда.

Оглашенный судьей Еленой Трофимовой приговор ошеломил усть-илимского мэра и его родственников: девять лет лишения свободы в колонии общего режима. Он был взят под стражу прямо в зале суда.

Вдова погибшего Тамара Пуртова призналась журналистам, что этого момента она могла ждать сколько угодно долго:

– Мне важен сам факт наказания преступника. Тюрьма – не могила, оттуда человеку можно вернуться.