В ожидании Годо
Или о стойкости абсурда в головах
Да, ложь обаятельна, на то она и ложь – в этом автор «Скромного обаяния» (см. «Областная» N 79) прав. Но ошибается он в другом: ситуация вокруг Ангарского цементного завода и карьера «Перевал» это вовсе не Бунюэль, это, скорее, Сэмюэль Беккет, это театр абсурда. Театр абсурда выглядит вполне реалистическим зрелищем, не потому, что наша современная жизнь абсурдна, а потому, что А. Фомин искренне (во всяком случае так кажется) призывает нас сделать эту абсурдность естественной составляющей нашей жизни.
Какова же идея той пьесы, о которой здесь идет речь? «В ожидании Годо» – действие, в котором фактически ничего не происходит. Герои ждут кого-то важного, кого-то, кто изменит их жизнь, «спасет» их. Разумеется, публика (это мы, читатели, в данном случае) должна также напряженно ждать этого Годо, переживая и желая прихода «спасителя» ничуть не меньше самих героев.
Втянуть публику в сопереживание и ожидание – цель автора «Скромности», который свалил в кучу и обаяние буржуазии Бунюэля, и блокбастеры с участием Шварценеггера, смешал в одном котле современность и дела давно минувших дней. Весь смысл этой сборной солянки заключается в том, чтобы убедить людей, что придет некто, объединит Ангарский цемзавод и карьер «Перевал», и будет всем счастье. Только вот вопрос: когда придет и придет ли вообще?
Имя спасителя не называется, но оно очевидно. Апологет Бунюэля искренне убежден и убеждает всех вокруг, что только РАТМ спасет ангарчан и слюдянцев от разорения, нищеты и от «буржуазии», как он выражается. Вероятно, исходя из рассуждений А. Фомина, группа компаний «РАТМ» является ярчайшим представителем благотворительности и добродетели как максимум, а как минимум – это социал-демократы новейшего времени, которые милосердия ради так упорно спасают рабочих от угнетателей-хозяев. Пример очевиден – Ангарскцемент из солидарности перечислил немалые деньги, чтобы спасти братьев из Слюдянки от голодной смерти. Но об этом чуть ниже.
Немного подробнее по теме «милосердие и благотворительность». На Алтайском тракторном заводе и Рубцовской ТЭЦ, где хозяином значится РАТМ, рабочие до сих пор не получили зарплату в полном объеме. СМИ без устали обсуждали эту тему менее месяца назад.
А между тем активы-то были объединены… Рубцовская ТЭЦ была построена специально для обеспечения Алтрака теплоэнергией, чтобы снизить производственные затраты, уменьшить себестоимость продукции – что-то это все напоминает, кажется, тему об объединении Ангарскцемента и карьера…
«Существовала естественная и единственно приемлемая для всех здравомыслящих людей технологическая цепочка: вот тебе в Слюдянке добыча мрамора, а вот тебе в Ангарске переработка этого мрамора в цемент» (газета «Областная»,
17 июля 2009 года, текст «Скромное обаяние… лжи», автор А. Фомин).
Но почему-то единая технологическая цепочка на Алтае дала сбой – встал тракторный завод, встала ТЭЦ. Не единожды в Рубцовске замерзали люди, и только в июне, после вмешательства губернатора Алтайского края Александра Карлина, рабочие обоих предприятий начали получать зарплату за прошлый, 2008 год! Вот пример достойного хозяйствования одного собственника на ОБЪЕДИНЕННЫХ активах! При этом, как писали СМИ, 70 млн. рублей для выдачи зарплат выделил не собственник АЛТРАКа – РАТМ, а краевой банк под гарантии губернатора. Другими словами, РАТМ занял 70 млн. на оплату труда рабочим, а своих, кровных, для этой цели не истратил ни копейки.
А. Фомин иронизирует на счет действенности и целесообразности писем работников предприятий к власти – метод, мол, слишком сюрреалистичен, фантасмагоричен, да и отжил свое. На это хочется возразить, что именно обращения алтайцев к губернатору Александру Карлину и к премьер-министру Владимиру Путину сыграли немаловажную роль в разрешении ситуации с невыплатой зарплат. Без этого спаситель-РАТМ, он же эффективный собственник, он же заступник угнетенных и обманутых рабочих, до сих пор бы не занял денег на зарплаты своим же работникам. Как говорится, имеющий уши да услышит!
Однако оставим автора пересматривать любимого им Бунюэля и выискивать литературные аллегории, а сами обратимся к другим подробностям, имеющим место быть.
Необходимо пояснить, что решение о выделении различных структур из ОАО «Ангарскцемент», в том числе и карьера «Перевал», принималось не Сибирским цементом или группой «РАТМ», а генеральным директором Владимиром Ильюшиным, уволившимся с комбината 26 октября 2004 года. Холдинг «Сибирский цемент» получил уже выделенное в отдельное юридическое лицо предприятие, о чем свидетельствуют документы сделки, провел на собственные деньги модернизацию, наладил стабильную работу. Что касается решения Арбитражного суда Иркутской области, то к руководству холдинга «Сибирский цемент» претензии о незаконном выделении карьера не имеют никакого отношения. Да, вопрос не по адресу. Обращайтесь к бывшему собственнику.
РАТМ обещает работникам карьера «Перевал» солидную заработную плату, социальный пакет, а также безостановочную работу. Остановок на карьере действительно не будет только в одном случае – если ООО «Ангарский цемент» будет следовать своим обязательствам. Например, отдаст долг карьеру в размере 635 млн. рублей, который накопился за прошлый год. Заметим, что долг этот возник не в 2004–2005 годах, как утверждает
А. Фомин, а только в 2008 году, когда Ангарскцемент прекратил рассчитываться за поставленное сырье, которого было отгружено порядка 700 тыс. тонн.
Вернемся и к вопросу о безвозмездной помощи работникам карьера «Перевал». 5 млн. рублей, которые перечислил Ангарскцемент карьеру якобы для помощи в сложной экономической ситуации, – это не помощь. Это авансовый платеж в связи с последней договоренностью между карьером «Перевал» и Ангарскцементом за новую партию сырья.
Кстати, что касается долгов: руководство карьера было вынуждено подать жалобу в прокуратуру Иркутской области, а также иски в областной Арбитражный суд, который изучает законность требований «Перевала», вынеся определение о принятии обеспечительных мер, то есть о наложении ареста на имущество ООО «Ангарский цемент». И все попытки Ангарскцемента обжаловать это определение остались без внимания.
Тем временем, несмотря на многочисленные попытки дестабилизировать работу карьера и даже разными путями произвести выемку документов с помощью милиции (в отношении данного факта прокуратура в настоящее время проводит проверку), руководство «Перевала» продолжает курс на развитие, платит людям зарплату (когда надо – из собственных средств), помогает ветеранам, оплачивает детям работников летний отдых, дает отличникам производства путевки в санатории, отправляет на повышение квалификации.
В 2007–2008 годах карьер «Перевал» был признан лучшим налогоплательщиком Слюдянского
района, а потом и региона. В 2008 году служба занятости населения Иркутской области присвоила ООО «Карьер «Перевал» отличие «Лучший работодатель».
Опыт Алтайского края показывает, что размер заработной платы и ее существование как таковое не зависят от целостности технологической цепочки. Зарплаты рабочих, как и социальные гарантии, зависят от того, насколько рачительно собственник относится к производству, насколько эффективно управляет своими активами и насколько ответственен перед своими работниками. Холдинг «Сибирский цемент» является именно таким собственником.
Таковы факты, все остальное – действительно Бунюэль или Беккет.
Александр Терехин
На правах рекламы