Наука и жизнь профессора Любимова
Этого человека в Приангарье знают все, имеющие хотя бы отдаленное отношение к журналистике и истории Сибири. Преподаватель, декан факультета и заведующий кафедрой Иркутского госуниверситета. Хронология здесь не важна. Журналист, историк, ученый. В последние годы он начал резко терять зрение и практически полностью ослеп. Опорой была жена: читала научные книги и свежие газеты, делала записи на магнитофон, которые он прослушивал перед лекциями. Несколько месяцев назад ее не стало. Но он продолжает читать лекции. Сейчас от дома до ИГУ профессора провожает соседка по подъезду, а в университете помогают ориентироваться коллеги. Летом студенты и ученики отмечают день рождения любимого Любимова. #
Вкус победы
Родился Леонид Любимов в 1939 году. В Иркутске его семья жила на улице Марата, недалеко от центральной площади.
– Вокруг дома стояла высокая ограда, – вспоминает профессор, – много ребятишек. Но ссор никогда не было, воровства тоже. Во дворе, в пристройках, держали кур, коз, кабанчиков. Коров не было. Молоко в войну приносила знакомая молочница, брала дорого – 130 рублей за литр. Мать покупала одну поллитровую бутылку, и мы едва закрашивали чай. Это называлось – пить чай с молоком. Но именно оно и ржаной хлеб помогли дожить до Дня Победы.
Леонид Любимов помнит, как 9 мая 1945 года вместе с матерью и дворовыми пацанами до поздней ночи гулял по городу. На балконе гостиницы «Сибирь» играл духовой оркестр. Мать, работница завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева, с коллегами затеяли танцы. А дети уплетали мороженое, которое на радостях, целую тележку, купил им только что выписавшийся из госпиталя седой полковник. Этот вкус – сливочный, сладкий – навсегда связан у Леонида Любимова с праздником Победы.
Любимые университеты
Будущий профессор учился в элитной по тем временам школе N 11. Учителей вспоминает с теплотой. Интерес к истории привила классная руководительница Ольга Носова. В восьмом классе она поручила Лене сделать доклад о событиях 1905 года у старшеклассников. Последние стали возмущаться, что какой-то юнец будет читать им лекции. Она же с улыбкой просила ребят послушать эрудита-подростка – мол, не пожалеете. Так и случилось. С первых слов юного лектора в классе воцарилась тишина.
В Государственный университет Леонид Любимов поступил, сдав все четыре экзамена на «отлично». На историко-филологическом факультете его кумиром был профессор Всеволод Дулов – блестящий знаток исторических хроник России и необыкновенной души человек. Наука для него была главным делом жизни. Этому он учил и студентов. Именно его Леонид Любимов выбрал руководителем сначала своей дипломной работы, а затем и диссертации.
– Каждую неделю, в субботу, я приходил к нему домой и отчитывался о проделанной работе. И как-то заметил, что мне неудобно нарушать домашний покой профессора. На что Всеволод Дулов сердито ответил: «А что, мне, инвалиду, на костылях бегать к тебе? Будешь приходить и отчитываться».
Леонид Любимов в шутку подсчитал, что
50 раз приходил к профессору Дулову домой с дипломной работой и 52 раза – с кандидатской. Тот же пропуски никогда не прощал, даже в праздники. Как-то перед Новым годом сказал:
– 31 декабря я жду тебя с очередным куском диссертации.
– Вы же будете Новый год отмечать.
– Мы с тобой ученые и должны работать, а не заниматься гулянками. Придешь ко мне и порадуешь умными мыслями.
Лишь за 20 минут до боя курантов они вышли из рабочего кабинета профессора.
Доступ к информации
Особая история: Леонид Любимов – лектор-международник. В 1970-е годы существовала общественно-политическая организация «Знание». Лекторы, в ней состоящие, получали гонорары за публичные выступления и имели высокий статус.
В то время доступа к иной, кроме советской, отфильтрованной информации ни у кого практически не было. Работали «глушилки», которые забивали «вражьи» радиостанции – типа «Голос Америки» и «Свободная Европа». А у Леонида Любимова был выход на источники. Иногда студенты после вопросов об истории сибирской печати (в которой он большой дока) затевали разговор о международной ситуации. И профессор «заводился».
Впрочем, были не только учебные лекции. Своей эрудицией он нередко ставил в тупик и зарубежных оппонентов. Обком партии поручал Леониду Любимову читать лекции иностранным дипломатам, посещавшим Иркутск.
Страстный исследователь, он много колесил по стране, обязательно бывал в редакциях газет, работал в архивах. Однажды добился разрешения посещать Ленинградский центральный исторический архив, где собраны газеты императорской России, со времен Петра Великого до 1917 года. Из него, по словам Леонида Любимова, он, «как из кормушки, пил и кормился». Собирая материал по истории печати в Сибири, посетил в Москве Государственный исторический архив, где оказалось множество редких документов о сибирских журналистах. Их имена теперь можно найти в книгах профессора.
С благодарностью вспоминает Леонид Любимов директора Государственной публичной (сейчас Российская национальная) библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) Илью Булганина:
– Библиотека к моему приезду оказалась закрытой – там шел ремонт. Но когда директор узнал, откуда прибыл молодой аспирант, который к тому же занимается историей сибирской печати, то пошел навстречу. «Ради вас, – сказал он, – я сделаю исключение. Правда, в архиве сейчас только библиограф и дежурный милиционер. И если вы не возражаете, что будете сидеть под контролем милиции, то прошу, работайте». Естественно, я не возражал.
Целый месяц в одиночестве провел аспирант Любимов в стенах архива. Наградой была диссертация, а затем и учебник «История сибирской печати».
«Холодный» профессор
Он собрал огромный материал об истории печати и журналистах Сибири. Как сам признается, в своих публикациях и книгах использовал только пятую часть. И все потому, что никогда не думал, что не сможет видеть тексты документов. Слепота мешает завершить задуманные проекты.
Леонид Любимов давно мог бы стать доктором исторических наук. Материала накоплено на две диссертации. Для того чтобы их написать, надо просто оставить студентов, которым он даже сейчас преподает пять предметов, и уйти на два года в творческий отпуск. Но он считает, что чтение лекций важнее кабинетной работы. По этой же причине не пошел в докторантуру. «Так я и остался, – шутит, – «холодным» профессором – без докторской диссертации».
Но так ли уж это важно? На последнем областном фестивале «Байкальская пресса» Леониду Любимову за выдающиеся заслуги и большой вклад в развитие иркутской журналистики был вручен знак «Золотое перо». Зал аплодировал стоя…
Владимир Хомутов, Владимир Сосунов