27.07.2009 12:00
Рубрики
Культура
Теги
27.07.2009 12:00

«Кислород» Ивана Вырыпаева

Для человека самое главное – найти себя

«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду»? А я знал одного человека, у которого был очень плохой слух. Он не слышал, когда говорили «не убей», быть может, потому, что он был в плеере. Он не слышал «не убей», он взял лопату, пошел в огород и убил…» – так начинается фильм известного драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева, снятый по его же культовой пьесе «Кислород». Главным героем киноленты, по словам автора, является текст. В четверг в Иркутске состоялась премьера – за неделю до выхода в широкий прокат.#

«Кислород» будет демонстрироваться в иркутском «Доме кино» до 26 августа. Фильм уже показали в Перми и Новосибирске. Кстати, в соседних регионах, по словам Ивана Вырыпаева, его новое творение имело успех, на показы невозможно было достать билеты. Но особый трепет у автора всегда вызывает премьера в Иркутске. Так было и с дебютным фильмом «Эйфория», так получилось и сейчас. С родным городом у режиссера-драматурга сложные отношения, здесь его театр «Пространство игры» без видимых причин лишили помещения, и автору пришлось уехать в Москву, где к нему пришла слава.

– Я очень рад вас приветствовать, больше половины людей в этом зале я знаю лично, – обратился Иван Вырыпаев к зрителям перед пресс-показом. – Фильм может кому-то понравиться, а кому-то – нет, возможна любая реакция, то есть он вызывает зрителя на диалог.

Иркутским журналистам «Кислород» понравился. Возможно, клиповая форма, в которой он сделан, вызывает сомнения у старшего поколения, однако в молодого зрителя попадает стопроцентно. Текст, а вернее, его содержание, действительно, является главным героем. Ведь это спор двух людей о вечных ценностях – христианских заповедях.

– Мне захотелось сделать актуальными божественные заповеди. Но не актуальными только в голове, а такими, без которых нельзя жить. Человек не может жить без духовного, потому что он так устроен, и я сейчас не говорю о религии. Но ему нужен анализ, иначе все становится «заезженным». Герой фильма, по сути, Гамлет, который пытается даже оспорить эти заповеди, они ему кажутся формальными – что такое «не убий»? Мы ведь все убиваем. При этом у героев максимально радикальные точки зрения, потому что они молодые. Их интересует: да – да, нет – нет, а все, что сверх того – от лукавого.

Помимо текста, в фильме два персонажа, существующих в двух ипостасях. Героя и Санька из провинциального города Серпухова, который убил свою жену, играет восходящая звезда российского кинематографа – выпускник Иркутского театрального училища Алексей Филимонов. Он, по словам Ивана Вырыпаева, не смог приехать в родной город, так как занят на съемках. Героиню и девушку Сашу из столицы, ради которой Санек совершает страшный грех, играет польская актриса Каролина Грушка. Она приехала в Иркутск вместе с режиссером.

Кстати, отчасти благодаря очень удачному подбору актеров, их личной харизме текст пьесы в фильме заиграл новыми гранями смысла. И польский акцент Каролины Грушки не раздражает, а заставляет внимательнее вслушиваться в слова. Хотя автор предупреждает, что «бывает трудно пробиться к содержанию, потому что мешает эстетика».

– Содержание – это суть искусства. Дальше встает вопрос языка, – говорит Иван Вырыпаев. – Когда появился текст Чехова, он казался более странным, чем сегодня в «Кислороде» – вдруг со сцены заговорили бытовым языком. Станиславский трижды отклонял «Чайку», потому что это было радикально. Мы сейчас говорим о классике, а тогда речь шла о неимоверном хулиганстве. Идея остается, но текст и наш способ его восприятия должны меняться.

Четвертым героем фильма можно назвать виртуозный монтаж. Иван Вырыпаев признался, что у него был 91 вариант, но все равно не удалось добиться стопроцентной выразительности. И здесь он не лукавит. Например, одна из самых сильных глав пьесы «Для главного» не производит должного впечатления в фильме. Зато кинолента хороша во всем остальном – в музыкальном, визуальном, анимационном и ритмическом рядах. И если даже не углубляться в философский контекст, «Кислород» это очень красивое кино.

Кстати, Иван Вырыпаев – не первый режиссер в новой драме (современное театральное течение), который экранизировал свой текст. И, кстати, не второй драматург, сменивший театральную сцену на кинематограф. Сегодня это уже достаточно массовое явление. За примерами далеко ходить не надо – сейчас в Иркутске снимает свой фильм Евгений Гришковец.

Иллюзий по поводу того, что «Кислород» может быть коммерчески успешным, Иван Вырыпаев не строит. Хотя кинолента обошлась авторам в 3,3 млн. долларов. Фестивальная судьба фильма, скорее всего, будет удачной – он уже получил десять приглашений.

– Если хотя бы три человека придут и посмотрят фильм, я буду рад, потому что он про нас. Помните, там есть фраза: он не слышал, как говорили «не убий»? То есть мы с человека требуем, а почему нельзя, не разъясняем. Герой говорит: я не слышал, простите, у меня плеер был в ушах. А плеер – это наше телевидение, наши газеты, наши сериалы. Например, у нас в прам-тайм показывают программу Андрея Малахова порнографического содержания, и это смотрят наши дети. Так и возникают Саньки, которые из-за нехватки кислорода совершают радикальные поступки.

Что же Иван Вырыпаев подразумевает под кислородом, который является метафорой самого главного, он объяснил так:

– Для человека самое главное – найти себя, узнать о своей реальности. Мы все заняты внешним миром, но доверяем только своим глазам и ушам. Очень трудно обрести свой внутренний мир. Я как раз человек, который этого не сделал. Но задача искусства и художника – помогать человеку видеть невидимое. Кислород это наше настоящее, это необходимость осмысления себя.

Следующим проектом драматурга станет спектакль по его пьесе «Танец Дели», в котором будут играть известные театральные актеры. Если найдутся средства, Иван Вырыпаев обещал снять и художественный фильм, главную роль в котором сыграет Каролина Грушка.