31.07.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
31.07.2009 12:00

Салман Бабаев: Первая грузовая компания создана для промышленности, а не наоборот

При общем спаде объемов перевозки по российским железным дорогам в 22% Первая грузовая компания с января по июнь доставила столько товаров, сколько за весь прошлый год – 100 млн. тонн. Иркутский филиал ПГК, зона деятельности которого распространяется на нашу область, Республику Бурятия, Забайкальский край и Амурскую область, погрузил в первом полугодии 71 тыс. вагонов (для сравнения: за 2008 год –  более 50 тыс. вагонов). Итоги работы Первой грузовой компании и ее филиалов за шесть месяцев года подводились на выездном совещании «Стратегия роста – 2009» в Листвянке. Там же руководящий состав крупнейшего российского оператора железнодорожных перевозок обсудил перспективы дальнейшего развития.#

Генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания» Салман Бабаев не скрывает, что таких высоких показателей по объемам перевозки удалось достичь благодаря увеличению грузовой базы ПГК за счет поэтапного вывода парка из ОАО «Российские железные дороги». За шесть месяцев 2009 года объем погрузки сравнялся с показателем всего 2008 года, когда было перевезено 100 млн. тонн грузов. Еще одна немаловажная причина – гибкая политика компании в отношении своих партнеров.

– В условиях кризиса, видя, что спрос на продукцию наших партнеров упал, а объемы производства снижаются, мы пошли на уменьшение стоимости своих услуг, пожертвовав частью своей прибыли, объем которой в этом году снизится в разы по сравнению с прошлым годом, – говорит Салман Бабаев. – В 2008 году прибыль компании составила 7,6 млрд. рублей, в 2009-м мы ожидаем около 500 млн. рублей. Сейчас для нас главное, чтобы производители могли реализовывать свой товар. Мы пошли на снижение стоимости перевозок, чтобы предприятиям дать возможность выжить в этой непростой ситуации.

Главный принцип работы Первой грузовой компании – индивидуальный подход. Салман Бабаев вспоминает, что когда компания РУСАЛ оказалась в сложнейшей ситуации, ей не только снизили стоимость перевозки грузов, но и разработали целую логистическую технологию, как доставлять глинозем – основное сырье при производстве алюминия – с Дальнего Востока, чтобы сократить затраты.

– На восток страны мы везем лес и уголь в полувагонах, и чтобы они не шли порожними обратно, мы их усовершенствовали, и они стали пригодны для перевозки глинозема. Таким образом мы минимизировали затраты и дали возможность РУСАЛу на период трудностей меньше платить за перевозку, – говорит гендиректор ПГК.

При этом он отметил, что такой подход в работе с клиентами обусловлен именно теми сложностями, которые возникают из-за кризиса у грузоотправителей, и подчеркнул, что Первая грузовая компания создана для нужд промышленности, а не наоборот.

– К примеру, если мы видим, что у наших партнеров резко снизилась цена товара, то мы идем на уменьшение тарифа перевозки для него, но когда его продукция на мировых рынках дорожает, то, соответственно, повышаем стоимость своих услуг, – пояснил Салман Бабаев.

Несмотря на кризис в стране и мире, в ближайших планах Первой грузовой компании увеличить свое присутствие на рынке. Сегодня доля ПГК в общем объеме перевозок по российским железным дорогам составляет 17%, стоит задача выйти на показатель в 22–25%. В компании надеются занять эту долю в следующем году. Как сообщил директор Иркутского филиала ПГК Валерий Яхимович, уже к концу года планируется поднять объем погрузки до 20 тыс. вагонов в месяц, тем самым филиал выполнит задачу по наращиванию доли рынка. В настоящее время месячный объем погрузки составляет 15 тыс. вагонов, филиал сотрудничает с 250 грузоотправителями.

– Мы не делим клиентов на крупных или мелких. Все, кто обращаются в филиал компании за услугой, ее получают. Неважно, один вагон нужно предоставить или тысячу, мы никому не отказываем, – рассказал Валерий Яхимович.

За первое полугодие 2009 года Иркутский филиал перевез более 4,5 млн. тонн грузов. Почти половина этого объема (2,3 млн. тонн) – нефть и нефтепродукты. Угля за это время погружено 922 тыс. тонн, железной руды – 457 тыс. тонн.

В апреле 2009 года филиал приступил к перевозкам нефтеналивных грузов в Монголию. Первая партия углеводородов в семи цистернах была отправлена со станции Суховская-Южная через пограничную станцию Наушки монгольским грузополучателям. В июне в структуре Иркутского филиала появились подразделения по работе с предприятиями Забайкальского края, Амурской области, Республики Бурятия, создается сеть в городах данных регионов.

ОАО «Первая грузовая компания» образована в июле 2007 года, а с ноября того же года начала самостоятельно управлять вагонным парком. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ПГК является ОАО «РЖД». Уставный капитал – 85,7 млрд. рублей. По итогам работы в 2008 году компания обеспечила свое присутствие на всем полигоне российских железных дорог, создана сеть из 14 региональных филиалов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Сейчас в собственности Первой грузовой компании 209 тыс. единиц подвижного состава. Это и крытые вагоны, и цистерны, и полувагоны, и лесовозы, и цементовозы, и минераловозы. До конца года компания намерена увеличить свой парк до 233 тыс. вагонов с учетом арендованных и взятых в лизинг. 

– Подвижной состав, который передан нам РЖД в уставной капитал, имеет износ 78–80%, в один день поменять такое количество вагонов на новые невозможно, – признает Салман Бабаев. – Но если мы не будем приобретать вагоны вовсе, а в этом году мы списываем почти 18 тысяч единиц, то в момент, когда производство вновь пойдет в рост, мы столкнемся с дефицитом подвижного состава. Мы смотрим на перспективу, вагон ведь не на один год покупается, срок его эксплуатации 22–24 года. Приобретая новую технику, мы сокращаем издержки на ремонты, ведь старый вагон приходится часто латать. Кроме того, нередко случаются и так называемые непредвиденные ремонты.

В прошлом году компания приобрела 14 тыс. новых вагонов на 17 млрд. рублей. В этом году решено купить 8 тыс. единиц грузовой техники. Всего на развитие компании в 2009 году будет потрачено 15 млрд. рублей.

По мнению Салмана Бабаева, в настоящее время как никогда актуален вопрос развития инфраструктуры на востоке страны. Он подчеркивает, что глобальный мировой кризис перевернул привычный нам поток грузов с Запада на Восток.

– Сейчас рынок переметнулся на Восток, – говорит он. – Потому что сегодня спрос есть только в Азии. Европа еще года четыре из этого кризиса не выйдет. А наша российская инфраструктура рассчитана под те потоки, к которым мы привыкли. На 35% к уровню прошлого года возросли объемы переработки грузов в портах Дальнего Востока. Соответственно, нам надо инфраструктуру развивать в этом направлении.

Евгений Новиков

На правах рекламы