07.08.2009 12:00
Рубрики
Здоровье
Теги
07.08.2009 12:00

Владимир Селиверстов: детской больнице нужен восстановительный центр

Недавно Иркутская областная детская клиническая больница получила звание лучшей больницы России по итогам работы в 2008 году – уже пятый раз подряд. Помимо этого, 20 июля медучреждению исполнилось 23 года, здание главного корпуса – Кузнецовская больница – отметило 145-летие, а главный врач Владимир Селиверстов был удостоен ордена им. Пирогова за заслуги в медицине. Мы не могли оставить эти события без внимания.

– Владимир Михайлович, вы пришли в больницу в 1991 году, а до этого работали заместителем заведующего облздрава. За какие заслуги оказались в начальственном кресле?

– До облздрава я возглавлял больницу в Саянске. О переезде в Иркутск даже не думал, но Николай Дудко – заведующий областным здравоохранением – пригласил меня на должность своего заместителя по родовспоможению. Я месяца три-четыре сомневался. Ректор Иркутского медицинского института Александр Макаров – мой учитель – уговорил.

В то время наша область была самой неблагополучной по младенческой смертности в России – 26–28 случаев на тысячу родов. Что касается общей смертности, то она составляла 7,6 случая на тысячу населения. Стоит сказать, что за прошедшие годы цифры поменялись кардинально. Детская смертность снизились до 9,3 случая, а взрослая возросла до 14.

– А как вы попали в Саянск? Насколько я знаю, вы родом из Горького.

– После окончания Горьковского мединститута попросился в Сибирь. Мечтал посмотреть Байкал, тайгу… За год до окончания вуза женился, и супруга Нина разделила мой романтический порыв, отправилась со мной в дикий край, как декабристка (улыбается).

Сразу по приезду я стал работать участковым врачом, но не в Саянске, а в Зиме – Саянск тогда только начинали строить. А как только в молодом городе открыли больницу, мне предложили стать ее заведующим.

Саянск – город по структуре очень интересный. В каждом микрорайоне детский сад, школа. Хорошая укомплектованность медицинскими кадрами. Все это позволило нам добиться высоких

показателей. У нас умирало в два раза меньше младенцев, чем в среднем по области.

– И поэтому вас пригласили в облздрав? Как вы стали решать проблему младенческой смертности?

– Хочу сказать, что в 1980-е годы государство уделяло большое внимание здоровью детей. Строились роддома, женские и детские консультации, больницы. Иркутский мединститут в 1987 году выпустил первых педиатров.

– Как это первых? Кто же работал детскими врачами?

– Стоматологи, санитарные врачи. Приезжали педиатры из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, но их катастрофически не хватало. Отсюда и поздняя диагностика, и неквалифицированное лечение, и летальные исходы. Перейдя на работу в облздрав, я провел анализ причин младенческой смертности, на основании чего была разработана стратегия охраны здоровья детей. А в 1986 году убедил начальство открыть в Иркутске областную детскую больницу.

К этому времени в микрорайоне Юбилейный построили новые корпуса для областной больницы. Облздрав планировал развернуть в старом Кузнецовском здании на набережной Ангары больницу скорой медицинской помощи. Ее, кстати сказать, в Иркутске нет до сих пор. Но я тогда сумел доказать облисполкому и обкому, что в первую очередь необходимо открыть детскую больницу.

В наследство нам достались «графские развалины». Необходимо было строить новое здание, но тогда, 23 года назад, обошлись тем, что реконструировали старое.

Вскоре мы стали одним из крупнейших педиатрических комплексов России. В настоящее время в больнице функционирует 12 клинических отделений и поликлиника, в которой ведут прием врачи по 20 специальностям. Ежегодно через поликлинику проходит 150 тысяч детей со всей области, через больницу – около десяти тысяч. У нас работает 145 врачей, в том числе 38 кандидатов медицинских наук и восемь докторов.

– Какими качествами должен обладать врач, чтобы попасть на работу в детскую больницу?

– Любить детей и получать удовлетворение от спасения ребенка. Ни стаж, ни звание значения не имеют. Иногда случается, беру на работу сразу после беседы. А вот предательства не терплю. Если сотрудник решил уйти – он уходит навсегда. У меня такое правило: предал раз, предаст и еще.

– Достигнуто многое, однако, зная ваш характер, можно предположить, что вы на этом не остановитесь. Какие планы вынашивает сегодня главный врач?

– Хотим построить новую поликлинику. Старое здание 1893 года не отвечает никаким требованиям и санитарным нормам. Еще: в области 2,5 тысячи детей, страдающих эпилепсией, так что необходимо создать специализированное отделение и оснастить его современным оборудованием. Мечтаю также открыть детский диагностический центр и восстановительный центр. Сегодня получается – спасли мы ребенка и отправили домой, а как дальше проходит лечение, проследить не можем. Хотя порой необходимо длительное наблюдение квалифицированных специалистов.

– Я знаю, что вы неоднократно предлагали создать солелечебницу на базе Тыретского солерудника, в Заларинском районе.

– Целая папка документов по этому вопросу собрана у меня с 1987 года. Я просто заражен идеей строительства в поселке Тыреть санатория. Есть заключение Томского научно-исследовательского института о целесообразности использования уникального природного комплекса. В свое время комиссия Министерства здравоохранения РФ рассматривала этот вопрос и также пришла к выводу о необходимости здравницы. Ведь там, помимо солевых шахт, имеются уникальные источники минеральных вод – сероводородных и типа «мацесты», есть уникальные грязи. С их помощью можно лечить патологии опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, аллергические и язвенные заболевания, холециститы, гастриты, сахарный диабет, болезни крови, онкологию…

Затраты по созданию курорта будут минимальные. В Тырети есть большая больница, рассчитанная на 300 мест и используемая на треть. Если взять ее корпуса, строить ничего не придется, только провести ремонт. Имеются у поселка и прекрасные подъездные пути, автомобильные и железнодорожные. А кроме этого, санаторий даст работу местным жителям, что для Заларинского района весьма актуально – уровень безработицы там выше, чем в среднем по области.

В свое время на солерудник приезжали иностранцы, так они прямо сказали: «Вы лентяи, русские, по золоту ходите и поднять не хотите!» И они правы. К сожалению, мы не ценим того, что имеем. Но надеюсь, что проект все-таки сдвинется с мертвой точки и жители Приангарья, да и ближайших регионов, перестанут тратить огромные деньги на поездки на курорты Украины и Краснодарского края.