14.08.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
14.08.2009 12:00

Отряд специального применения

70 лет назад – 16 августа 1939 года – в Главном управлении государственного воздушного флота СССР был подписан приказ об организации в Иркутске авиаотряда спецприменения N 233 с выделением звена в Улан-Удэ. Командиром авиаотряда был назначен Константин Кудряшов. Летчики выполняли полеты специального назначения: санитарные, авиационно-химические, аэромагнитные. Так, например, среди первых заданий иркутским авиаторам поручили обработать кедровые леса от сибирского шелкопряда.

 

Мирный созидательный труд авиаторов был прерван вероломным нападением на нашу страну фашистской Германии. Большая часть личного состава подразделения была направлена в армию. Оставшиеся авиаработники трудились под девизом «Все для фронта, все для победы!» В сложнейших географических и метеорологических условиях горной местности авиаторы для оборонной промышленности бесперебойно вывозили слюду с прииска Чуя, выполняли другие задания военного времени.

В годы войны трое иркутских авиаторов «спецназначения» были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это Константин Кудряшов, Антон Шевелев и Василий Яницкий. После войны в отряде продолжили «мирный» бой Герои Советского Союза Михаил Андреев, Владимир Бижко, Георгий Ильяшенко.

В конце 1940-х годов специальная авиация Восточной Сибири расширяла сферы применения. Ряды авиаторов пополнились опытными демобилизованными летчиками и техниками. Пилоты переходили на новую, более совершенную авиатехнику. В Иркутском аэропорту отряд спецприменения считался настоящей молодежной кузницей кадров. За время его существования через подразделение прошло около 2 тыс. человек.

Воздушные спасатели, химики, патрули, кладоискатели. Так называли иркутских летчиков отряда спецприменения. Авиаторы помогали спасать жизнь людей, урожай от сорняков и вредителей, открывать месторождения полезных ископаемых, сохранять лес, обслуживать нефтегазовиков и других специалистов. Летчики перевозили пассажиров на местных воздушных линиях.

Стоит отметить, что полеты на работах по спецприменению выполняются на предельно малых высотах до 200 м над рельефом местности или над водной поверхностью. Плюс изнуряющая «болтанка», которая утомляет летчиков. Эти полеты требовали от авиаторов повышенного внимания и выносливости.

География полетов была обширная: Иркутская, Читинская, Тюменская облас-

ти; Красноярский и Алтайский края; Бурятия, Якутия, Дальний Восток, Узбекистан, Таджикистан, Латвия, Монголия и даже Африка.

За трудовые достижения многие авиаработники были награждены правительственными наградами и знаком «Отличник аэрофлота». Коллектив даже стал участником ВДНХ СССР. Более 20 лет отряд возглавлял опытный командир Василий Васильев.

В 2001 году авиакомпания «Байкал» обанкротилась и все подразделения (к тому моменту отряд спецподразделения входил в ее структуру) распались. Преемником стала авиакомпания «ИркутскАВИА». В последние годы на вертолетах Ми-8 иркутские авиаторы  выполняют транспортно-связные полеты на строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», обслуживают нефтяников на севере Приангарья, патрулируют нефтепровод на участке Ангарск – Тайшет – Ангарск, работают со специалистами Ковыктинского газоконденсатного месторождения, выполняют лесоавиационные работы и даже обслуживают миссию ООН в Африке.

Анатолий Фатин, бывший старший штурман отряда спецприменения, заслуженный работник транспорта РСФСР