14.08.2009 12:00
Рубрики
Культура
Теги
14.08.2009 12:00

Сергей Корычев: Я бы хотел, чтобы на каждом втором доме висел государственный флаг

Бард Сергей Корычев на Международном фестивале поэзии на Байкале был необычным гостем. Во-первых, он не поэт в классическом понимании этого слова, а автор-исполнитель. Во-вторых, для него приезд в Иркутск – это не открытие неизведанных горизонтов, как для большинства участников, а возвращение на родину. Здесь он прожил большую часть жизни.

 

– Сергей, расскажите, что вас связывает с Иркутском и сколько вы здесь не были?

– Я в Иркутске вырос, родители здесь жили. Я работал на радио «ПИК», была такая радиостанция, «крутил» там свой радиопроект и был заместителем директора. А

уехал под новый 2000 год, мне тогда было 33 года. То есть уже почти десять лет, как я покинул Иркутск. Потом я приезжал с концертами, у меня были совместные выступления с гитаристом Александром Сагой, но последний раз это было около пяти лет назад. К сожалению, так получается, что куда только меня не приглашают, а в Иркутск не зовут. Первый раз за все эти годы позвали, и то на фестиваль поэтов (улыбается).

– Для вас такое возвращение на родину – восторжествовавшая справедливость?

– Не было никакой несправедливости, от которой я бы уехал. Меня просто позвала дальше жизнь. Человек должен жить там, где ему хорошо и комфортно. Вот я еду по Москве — это мои улицы, мои скорости, моя ширина дорог. И все время, пока я жил в Иркутске и часто бывал в Москве, я понимал, что буду там жить когда-нибудь. И я думаю, мне надо было еще раньше уехать. Потому что осуществиться как-то в профессиональном плане я могу только там. И многие мои друзья иркутские там осуществились. Саша Бухаров, например, который снялся в главной роли в фильме «Волкодав». Вряд ли бы он это сделал, работая в Иркутском ТЮЗе, при всем моем уважении к этому театру. Есть творческие профессии, реализация в которых может быть только в столице.

– А как вы думаете, провинциальному поэту можно жить в Иркутске и состояться?

– Ровно настолько, насколько он здесь себя чувствует на месте. Сейчас, когда Интернет перестал быть экзотикой, все стало гораздо проще. Тем более для поэтов. Вам же не нужны звукозаписывающие студии (улыбается). Просто в Москве куда шире круг общения и происходит масса интересных мероприятий: концертов, вечеров, различных акций и так далее. Так что в плане школы, профессионального опыта поэт может там куда больше получить. Но в принципе, если человеку комфортно жить в Иркутске, то лучше ему оставаться здесь.

Анатолий Кобенков уехал в конце жизни в Москву. Его я в столице очень слабо себе представлял, но он приехал. И через год его не стало. Почему-то я думаю, что здесь бы он прожил дольше. Хотя у него все было хорошо в Москве: и работа, и жена, и квартира.

– На ваш взгляд, нужны ли поэтичес-

кие фестивали в провинции и для чего они нужны?

– Прежде всего, чтобы привлекать внимание людей к поэзии. Для этого нужны известные имена, хорошо организованные поэтические вечера. И даже если человек придет на Бахыта Кенжеева просто из любопытства, потому что тот из Нью-Йорка прибыл, это все равно великое дело. И он уже выйдет из зала другим человеком.

Я считаю, что фестивали необходимы, особенно в провинции. Можно было бы только чуть грамотнее организовать этот фестиваль, наверное. Сейчас время такое, нужны менеджеры. В этом нет ничего ни зазорного, ни страшного. Наоборот, чудесно, когда тот же Саша Кабанов (один из гостей фестиваля поэзии на Байкале. – Авт.) – хороший менеджер и в то же время прекрасный поэт, один из лучших на Украине. Поэтому там есть замечательный литературный фестиваль «Киевские лавры».

А вот в Иркутске Анатолия Кобенкова не стало, и все усложнилось. Потому что, несомненно, Кобенков был не только замечательным поэтом, но и менеджером, как я сейчас понимаю. Это не очень хорошее слово, но никуда от него сегодня не денешься.

– А публике насколько все это нужно? Ведь за последние годы читать стали гораздо меньше. Может быть, людям это и не надо вовсе?

– Я считаю, что Россия – без пафосных всяких фраз – должна возвращаться к своему стержню. К тому стержню, с которым русская тетка пережила войну в колхозе, работая за себя и семерых ушедших на фронт мужиков. А это, несомненно, был духовный стержень. Вот если это не вернется, я считаю, Россия не переживет кризис.

– Я думаю, кризис если и влияет на поэзию, то только в лучшую сторону. В том смысле, что о душе больше задумываются в плохие времена, чем в хорошие.

– Да, несомненно. Нет худа без добра. Кризис – это, конечно, плохо, но есть в нем и положительные черты. Люди перестают суетиться, начинает умирать вся эта искусственная корпоративная культура и все эти прибамбасы, когда холодная-холодная Москва и американская улыбка, которой вообще-то нет в Америке. У нас придумали все эти «ничего личного», «твои проблемы» и так далее. В США люди друг другу помогают как раз, особенно русскоязычные. Как раз там я увидел какую-то цельность, тот стержень, о котором говорил. Я бы хотел, чтобы, как в Америке, в России на каждом втором доме висел государственный флаг. Они его с гордостью вывешивают, никто их не заставляет.

Справка

Сергей Корычев родился 28 мая 1967 года в городе Измаиле Одесской области. Жил в Иркутске, затем  в Казани. Сейчас проживает в Москве. Окончил Кировоградское высшее летное училище (1988-й), штурман самолета Ту-154. Работал в авиакомпаниях «Байкал» и «Татнефтьаэро». Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Играет на шестиструнной гитаре, пишет песни на свои стихи (около 200). Лауреат и член жюри многих фестивалей. Дипломант Грушинского фестиваля авторской песни.