14.08.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
14.08.2009 12:00

Вам пакет! Антимонопольный

Антикоррупционные поправки развяжут руки ФАС

Штрафы, дисквалификация, возмещение ущерба, административная и уголовная ответственность – поправки в антимонопольное законодательство значительно ужесточают наказание за его нарушение. В июле Государственная дума РФ приняла «второй антимонопольный пакет» – изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование законодательной базы. Часть новаций вступит в силу с 23 августа, некоторые из них действуют уже с 23 июля.

 

– Второй антимонопольный пакет вносит изменения не только в профильные нормативно-правовые акты, но и в Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Постановления Правительства РФ, – рассказала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина. – Многие изменения носят ярко выраженный антикоррупционный характер.  

Сохраняется антимонопольный контроль за хозяйствующими субъектами, занимающими на рынке долю свыше 35% и включенными в соответствующий реестр. При проведении сделок по экономической концентрации они обязаны получить предварительное согласие ФАС.

– Очень важно, что в реестр включены предприятия, выпускающие социально значимые продукты, например, хлеб или соль. Суммы активов у них небольшие, но они теперь тоже подлежат антимонопольному контролю, – отметила Валентина Заморина.

Законодатель также внес понятие «доминирующее положение» для хозяйствующих субъектов, чья доля на рынке меньше 35%. В первую очередь речь идет о торговых сетях, оказывающих существенное влияние на жизнь общества. Теперь антимонопольщики смогут более эффективно влиять на формирование цен у этих предприятий.

Уголовная ответственность теперь предусматривается за наиболее тяжелые нарушения конкурентного права. В частности, попасть в места не столь отдаленные на срок до семи лет можно за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих ее соглашений. Или за неоднократное злоупотребление доминирующим положением на рынке – установление и поддержание монопольно высокой или низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если подобные действия причинили ущерб гражданам или государству и при этом повлекли доход в крупном размере. Сумма крупного ущерба также уточнена – более 1 млн. рублей, крупным доходом признается куш более 5 млн. рублей.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев уже не раз заявлял, что теперь за решетку могут попасть первые лица нефтяных компаний, чье неконкурентное поведение будет доказано. По его словам, замораживание цен на бензин в России на фоне их падения во всем мире «возмутительно неадекватно». Кстати, в связи с этим в регионах против нефтяников уже возбуждено более 200 дел.

Новой редакцией Закона «О защите конкуренции» запрещаются вертикальные соглашения, если они приводят к установлению цены перепродажи товара. В переводе с юридического языка на русский это означает, что нельзя один и тот же объем товара перепродавать несколько раз, повышая его цену. Причем зачастую сам товар как лежал на складе у первого продавца, так и лежит, а на бумаге был продан шесть-десять раз.

Не остались забытыми и горизонтальные соглашения – когда на рынке одного товара предприниматели совершают одномоментные согласованные действия, не оставляя потребителям возможности выбора. Подобная ситуация неоднократно складывалась с розничными продажами бензина, когда АЗС в один день меняли ценники. При этом для закона неважно – подписывали они соглашения, устно договорились, встречались или нет. В любом случае это поведение наказуемо. Аналогичная ситуация сложилась в прошлом году в Ангарске, когда с 1 декабря повысились расценки на услуги кабельного телевидения по всему городу.

Внесенные поправки  изменили требования и к органам государственной и муниципальной власти, которые, оказывается, являются основными нарушителями антимонопольного законодательства. Теперь ФАС имеет право в судебном порядке обжаловать законодательные акты субъектов РФ, дающие необоснованные преференции. 

– Законодательно прописан и порядок проведения плановых и внеплановых проверок антимонопольными органами. Нельзя  запланировать проверку ранее, чем через три года после последней проверки или через три года после создания хозяйствующего субъекта, – рассказала Валентина Заморина. – Внеплановых проверок это не касается, и теперь их можно проводить без согласования с прокуратурой. Основанием для внепланового визита может быть обращение органов власти, милиции, хозяйствующих субъектов и физических лиц.