Доходный недобор
За первое полугодие муниципалитеты недосчитались более 1 млрд. рублей
Оптимизировать расходы и активно искать новые источники доходов. Такова, по убеждению министерства финансов Иркутской области, «формула бюджетного счастья». Она неоднократно звучала на различных заседаниях и должна была уже набить оскомину мэрам. Однако далеко не все муниципалитеты пересмотрели свои доходно-расходные планы. В результате, по итогам первого полугодия местные бюджеты недополучили 1,3 млрд. рублей, а недоимка по налоговым отчислениям в консолидированную казну региона составила почти 500 млн. рублей. О способах пополнения доходной базы на местах шла речь в среду на Региональном совете.
Своими силами, своими средствами
– Основная доля местных бюджетов, особенно районных, сформирована за счет дотации из казны региона (до 80% в структуре доходов. – Авт.), которая вследствие кризиса недополучает значительный объем налога на прибыль, а потому надеяться только на областные деньги сегодня крайне неразумно, – начала разговор с главами муниципалитетов министр финансов Татьяна Поронова.
В непростой экономической ситуации рассчитывать муниципалам нужно, прежде всего, на собственные силы и средства. И в первую очередь – искать дополнительные источники пополнения казны. Вместе с тем, судя по объему недополученных местными бюджетами налоговых и неналоговых отчислений (на 6,3% ниже плана), многие территории до сих пор не откорректировали свои доходные ожидания в соответствии с кризисными реалиями. Стоит отметить, что наибольшее снижение, по данным минфина, произошло по НДФЛ (на 15,6%), который занимает львиную долю в структуре муниципальных доходов – от 50 до 65%. Кроме того, уменьшился объем поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 2,4%.
Вместе с тем, по словам Татьяны Пороновой, структура доходной базы муниципальных бюджетов по результатам первых шести месяцев, по сравнению с прошлым годом, практически не изменилась. Разве что ряд налогов и платежей (земельный, ЕНВД, доходы от использования имущества) приобрели для территорий большую значимость.
– Это говорит о том, что кризис в муниципальных образованиях за полгода в полной мере еще не наступил, – считает министр.
Способы собирать налоги
Впрочем, негативные явления в финансово-экономической сфере – налицо. Так, недоимка по налоговым отчислениям в консолидированный бюджет Иркутской области составляет, по состоянию на 1 июля, 475 млн. рублей. В расчете на душу населения наиболее высокие показатели зафиксированы в Иркутске, Саянске, Слюдянском и Ольхонском районах (это лидеры в четырех группах, на которые разбиты МО по дотационности), самые низкие – в Братске, Шелехове, Тулунском и Качугском районах.
– Это средства, которые могли бы оказаться в ваших бюджетах, – подчеркнула Татьяна Поронова, обращаясь к мэрам, и тут же рассказала о конкретных механизмах наполнения муниципальной казны.
Например, увеличить собираемость НДФЛ (более 70% налога концентрируется в восьми МО, а в 33-х его поступление ниже среднеобластного показателя), по мнению министра, можно путем легализации заработной платы, повышения ее уровня до среднеотраслевого, недопущения и ликвидации задолженности по оплате труда, контроля за предпринимательской деятельностью.
Есть у муниципалитетов резервы и по единому сельскохозяйственному налогу. На сегодняшний день в 26 МО (в том числе Жигаловском, Нижнеудинском, Качугском, Баяндаевском, Боханском, Осинском районах) сборы этого налога в расчете на одного жителя ниже среднеобластного уровня. По мнению Татьяны Пороновой, это обусловлено, в частности, тем, что многие сельхозпредприятия работают «в тени».
– Мы считаем, что этим МО надо уделить особое внимание данному налогу и работать над его легализацией, – отметила министр.
Не очень активно в ряде муниципалитетов, по словам Татьяны Пороновой, ведется работа с крупными предприятиями, которые загрязняют природу. Многие из них не платят за негативное воздействие на окружающую среду. Так, в 34 территориях собираемость этих средств не доходит до среднего показателя по региону. Среди них – Иркутск, Усть-Илимск, Саянск, Зима, Свирск, Ангарский, Куйтунский, Черемховский районы.
В числе возможных мер для повышения поступления ЕНВД Татьяна Поронова назвала нормативное регулирование отношений муниципальной власти с предпринимателями. К примеру, разработка четких правил распространения рекламы. А также информационное взаимодействие с налоговыми органами и проведение контрольных мероприятий, в том числе рейдов по выявлению лиц, незаконно занимающихся бизнесом.
Залогом повышения сбора земельного налога и налога на имущество физических лиц являются, в частности, актуальные базы данных и должное оформление в собственность недвижимости.
Все перечисленные мероприятия, по идее, относятся к ведению целевых рабочих групп, которые, согласно рекомендации областного минфина, должны быть созданы в каждом МО. Однако, по словам Татьяны Пороновой, зачастую такие структуры работают формально, не принося результатов, или вообще существуют лишь на бумаге.
Бюджет в абсурдном состоянии
Не менее пристальное внимание муниципалитеты должны уделять и производимым на их территориях бюджетным тратам. В приоритете – исполнение социальных обязательств перед населением. При этом по итогам первого полугодия кредиторская задолженность консолидированной казны достигла 7,7 млрд. рублей. С начала года она возросла на 800 млн. «Кредиторка» местных бюджетов по состоянию на 1 июля превысила 6 млрд. рублей (с 1 января рост составил 1,1 млрд.).
– Два вида задолженности у нас растут значительно – по НДФЛ и оплате за коммунальные услуги, – пояснила Татьяна Поронова.
При таком раскладе удивительно то, что средства областного бюджета, направляемые муниципалитетам в виде дотации, доходят не до всех территорий.
– В 30 МО денег нет только потому, что местные финансовые органы как следует не сработали, а в 26 МО средства находятся на невыясненных счетах, – посетовала министр финансов. – И только в 12 МО деньги поступили своевременно, проблем не было. В том числе в Куйтунский, Усть-Илимский, Осинский, Нижнеудинский, Нукутский, Балаганский, Усть-Удинский, Иркутский, Черемховский, Зиминский районы.
По итогам рассмотрения вопроса губернатор Дмитрий Мезенцев дал минфину поручение провести встречи с представителями муниципалитетов, в которых сложилась критическая ситуация, а также направить всем мэрам информацию о том, какими резервами для пополнения доходной базы они располагают.
– При этом я должен сказать, что нарастание «кредиторки» – это угроза для всей области, такая ситуация недопустима. Мы просим от минфина региона куда более активной, последовательной и даже наступательной работы. То состояние, в котором находится бюджет громадной и богатой области, с огромным промышленным потенциалом – просто абсурд, – подчеркнул глава региона. – Муниципалитеты сегодня должны самым внимательным образом подходить к бюджетным расходам. А многие проблемы и денег не требуют – нужна расторопность, последовательность и настойчивость. Мы же в рамках обращения в Министерство финансов РФ, федеральные ведомства постараемся сделать все возможное, чтобы формирование бюджета было не только понятным и прозрачным, но и более успешным, чем сегодня.