17.08.2009 12:00
Рубрики
Культура
Теги
17.08.2009 12:00

Евгений Гришковец: я человек с отчетливым пониманием нормы

Закончились съемки фильма «Сатисфакция» – совместного проекта иркутян Юрия Дорохина, Анны Матисон и москвича Евгения Гришковца. В течение 20 дней жители областного центра и окрестностей наблюдали процесс кинопроизводства – с удивлением, любопытством и даже определенным восторгом. Прямо скажем, наш город нечасто становился съемочной площадкой для полнометражного кино.

Съемки закончились, а значит, можно сказать, что половина дела сделана. Остался монтаж и «постпродакшн». «Это уже не столь захватывающе, – говорит Анна Матисон, – надо будет просто долго сидеть за компьютером». Монтаж планируется закончить в октябре. Дальше создатели фильма пока не загадывают. Разве что Евгений Гришковец обещает приложить все усилия, чтобы кино увидело как можно больше людей: «У нас не было планов снять арт-хаус, этакое «кино не для всех». Напротив, нам хотелось сделать такое кино, которое…». А вот, кстати, какое? И все ли из задуманного получилось?

– В нашем сценарии есть и слезы, и ненависть. И все-таки это фильм про нормальных людей. И про современность, – говорит известный драматург, актер и режиссер Евгений Гришковец. –  А то сегодня если снимают кино про современность, то обязательно про то, как все плохо, и про какие-то маргинальные слои. Про тех, кто в театры не ходит и книжек не читает. А мы хотели сделать просто кино про нормальных людей…

– Вы довольны результатом?

– Нам повезло и с погодой, и с командой. Все, что наметили, мы сделали. Процесс был длительный и стремительный одновременно. Но я был в нем всего лишь актер. А за весь отснятый материал отвечают Аня и Юра. Они говорят, что все сделали бескомпромиссно, по-настоящему и именно так, как хотелось.

– А вы как считаете?

– У меня человеческие ощущения от всего случившегося – прекрасные. Сейчас надо чуть-чуть отдохнуть и подвести итоги, потому что полученный опыт – огромный, интересный и бесценный. У меня ведь до сих пор не было такого опыта – сняться в главной роли в большом фильме. Так же как и опыта реализации собственного сценария – точнее, мы писали его вдвоем с Анной. И последние десять суток – только ночные съемки! Десять ночных смен подряд – такого в моей жизни тоже не было!

«Я никогда в жизни не носил костюмы. Наверное, в последний раз у меня было то, что можно назвать костюмом, чехословацкого производства, еще в университете. Он на мне плохо сидел, и я не любил его носить. А другой было купить невозможно, да я и не видел смысла. С тех пор мне как-то не было надобности и причины носить костюм. Но вот сегодня я облачился в темно-синий, специально для меня подобранный итальянский тонкий костюм и сразу почувствовал, что зря прожил много лет…» (Из «Живого Журнала» Евгения Гришковца).

– А самое сильное впечатление?

– Пожалуй, то, что мы снимали фильм последовательно, что вообще бывает довольно редко. Часто ведь снимают как: начало, потом конец, потом середину или еще как-то все вперемешку. А здесь все получилось по порядку, и потому я также последовательно выстраивал свою роль. Другое впечатление – почти во всех фильмах, где я играл, мне приходилось переписывать сценарий. В итоге почти всегда я говорил текст, который написал сам. Даже «В круге первом» я написал слова за своего героя, и Солженицын их одобрил. А здесь – это наш с Аней сценарий, и я играю своего сегодняшнего современника, того же возраста и поколения, кого знаю и с кем рядом живу…

– … и кто читает ваш «Живой Журнал». Как вам вообще пришло в голову ежедневно рассказывать о процессе съемок в своем блоге?

– Первый раз я снимался в кино, когда мне было 35 лет. И я тогда просто не представлял себе, как это делается, ничего вообще о процессе не знал. Потому я захотел рассказать людям, которые любят кино, но не представляют, как это делается, о некоторых киношных профессиях. Эти люди остаются за кадром и делают всю тяжелую работу. Мне кажется, что от этого кинематографическое чудо не исчезнет, а наоборот, только усилится. ЖЖ ежедневно читают больше 100 тысяч человек. Для них я и раскрыл некоторые кинематографические секреты.

– Потом на этом материале книгу сделаете?

– Для начала важно, чтобы кино получилось. Там посмотрим. А то кино не получится, и кому нужна будет такая книга?

«Сегодня нам, актерам, интересно. Особенно мне. Мне сегодня через некоторое время предстоит ударить человека по лицу. Точнее, не мне, а моему персонажу, и не человека, а другого персонажа. Но от этого волнения ничуть не меньше. Мне этого никогда не приходилось делать… Нет. Драться приходилось. Ударить я могу. Но на съемочной площадке, не по-настоящему… а так, чтоб выглядело по-настоящему… Такого я не делал. Очень боюсь ударить по-настоящему…» (Из ЖЖ Евгения Гришковца).

– Город – одно из действующих лиц вашего фильма?

– Да. Именно Иркутск, как некое культурное пространство, на эту роль наиболее подходит. Ведь история, которую мы рассказываем, – не столичная, а провинциальная. И иркутский воздух создавал такую атмосферу.

– И городу это было приятно, как по вашим ощущениям?

– Думаю, да. Просьбы, с которыми мы обращались в городскую администрацию, всегда выполнялись. Мы очень благодарны всем за содействие. В один из дней нам было необходимо, чтобы ранним утром был свет и работал фонтан. Пришел заспанный человек и включил нам свет. Пришел другой заспанный человек и включил фонтан. Я первый раз в жизни видел, как включают фонтан! Пришел человек, нажал кнопку, и раз – фонтан…

– То есть можно и в провинции снимать кино?

– Да в Москве или в Питере так было бы вообще невозможно! Там люди привыкли к тому, что снимается кино. А здесь это было большое событие. Все хотели помочь, повкуснее накормить. Нас нигде так вкусно не кормили. Киношная еда называется «кинокорм», обычно его привозят в пластиковых контейнерах. А здесь – тарелочки, вилочки, даже ложечки десертные, все как положено. И все это атмосферу создавало. Или мы снимали на стройке возле нового моста – для нас остановили стройку: краны перестали работать. И тут в церкви зазвонил колокол. А нам нужна тишина – значит, ждать. Но Юра позвонил куда-то с просьбой, и раз – все затихло.

– И даже Байкальскую для вас на два дня перекрыли.

– Да, и там даже три машины столкнулись – водители засмотрелись, как снимают кино.

«Сегодня мне было очень страшно! Я очень боюсь автомобилей, и я всегда перехожу улицу на зеленый свет или по зебре, предпочитаю подземные переходы. А сегодня… Сегодня в Иркутске была перекрыта одна из главных артерий. Улица Байкальская была перекрыта нами. И хоть объявления об этом звучали по местному телевидению последние несколько дней, все равно никто ничего не услышал и не принял к сведению. Несмотря на субботу, благодаря нам были серьезные заторы и, конечно же, многие ругали некое начальство, из-за которого перекрыли город. Потому что в Иркутске редко перекрывают улицы из-за кино…

Сегодня мне пришлось пересекать улицу в потоке быстро двигающихся автомобилей. Три полосы!!! Это было очень страшно. Снимали с разных точек. То есть мне пришлось бегать среди автомобилей много раз. И то, что за рулем машин были подготовленные люди, меня не очень успокаивало». (Из ЖЖ Евгения Гришковца).

– И не только посмотреть, но и поучаствовать. В кино попало много иркутян?

– Да. У нас было только четыре больших роли, а во всех остальных были заняты люди из Иркутска. Там очень много маленьких, хороших, запоминающихся ролей, в которых были заняты люди совсем не киношные. Все они, в основном, приятели Юры. Многие из них уже участвовали в съемках нашего небольшого ролика «Настроение улучшилось».

– А съемки на Байкале?

– Там нам надо было «ловить» закатное солнце – закат на Байкале стремителен и прекрасен. А потом мы снимали ночами до рассвета. В Листвянке тоже была борьба за тишину. Только представьте себе: люди приехали отдохнуть, они хотят танцевать и веселиться, а тут мы со своим кино. И все-таки нам шли навстречу. Милиционеры нам очень помогали…

«Вчера ночью снимали большую сцену на балконе. Погода была прекрасная, и много людей приехало в Листвянку повеселиться и попеть песни, выпивая разнообразные напитки, способствующие песенному настроению. Всю ночь с нами дежурили милиционеры, которым была поставлена задача – «беречь тишину». Но также было жалко и людей, которые приехали отдохнуть и поймать одну из последних приятных летних ночей. Поэтому милиционеры действовали мягко. Они подъезжали или подходили к компаниям, у них с собой была рация, по которой мы им сообщали, что начинается съемка. И пока мы снимали, сотрудники милиции действовали как дирижеры. Сообщали, что на некоторое время песню нужно прекратить, а как только дубль был снят, режиссер Юра говорил в рацию: «У нас пауза, разрешите людям веселиться»… (Из ЖЖ Евгения Гришковца).

– Евгений, вопрос немножко про «другое кино». Скажите, насколько серьезно вы относитесь к проектам, в которых участвуете?

– К ТВ-проектам отношусь с самой большой иронией. Да их и не будет в ближайшее время. Если говорить о моей писательской деятельности или же о моно-спектаклях, то здесь я могу иронизировать сколько угодно, потому что я один во всех лицах. Что касается такой коллективной работы, как этот фильм, то здесь я не решусь взять на себя смелость иронизировать. Все-таки это касается многих людей.

– Вы и писатель, и актер, и сценарист… А сами себя кем ощущаете в первую очередь?

– В случае с фильмом я был актер.

– А «по жизни»?

– Хорошее выражение – «по жизни»… По жизни я нормальный человек. С отчетливым пониманием нормы. Для кого я друг – я хороший друг. Для кого коллега – хороший коллега. Для детей я неплохой отец. Ведь писатель и актер – это просто профессия. Но при этом неплохо еще быть просто нормальным человеком. Об этом и наш фильм.

«Вообще, наш коллектив не укомплектован так, как обычно это бывает на съемках. Многие выполняют разные функции, обязанности нескольких людей. Но уверен, что на качестве фильма эта экономия на человеческих ресурсах не отразится. Или отразится в смысле его качества. Я на это очень надеюсь. Потому что люди очень хорошие. Для меня это не первая картина – для меня это уже восьмая съемочная площадка и съемочный коллектив. И это первое мое кино, где на съемочной площадке НИКТО И НИКОГДА НЕ МАТЕРИТСЯ!!! Ни разу за все время на площадке не прозвучало ни одного слова мата. И проблем с алкоголем в нашем коллективе нет. Звучит невероятно и чудесно, но поверьте, просто поверьте. Такое бывает…» (Из ЖЖ Евгения Гришковца).