21.08.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
21.08.2009 12:00

Трус летчиком не станет никогда

Династию пилотов Вобликовых продолжит двухлетний правнук

Россия отметила День воздушного флота. Каждый год в третье воскресенье августа за праздничным столом собирается и семья Вобликовых. Старший Александр Алексеевич и его сыновья Игорь и Николай всю жизнь работали и работают поныне на воздушном транспорте. В Иркутском летном отряде эту фамилию знают уже полвека, 50 лет представители династии водят самолеты в разные концы света и перевезли за это время многие тысячи пассажиров. Были в их жизни награды за отличную работу, были и аварийные посадки, после которых трудно снова сесть за штурвал. Но любовь к небу заставляла вновь и вновь подниматься ввысь.

Тяга к самолетам у Александра Вобликова появилась в детстве. Его семья жила в Саратовской области, куда во время войны перевели Симферопольское военное летное училище. На квартиру к ним встал инструктор Иван Спирин, который каждый день рассказывал маленькому Саше о самолетах и однажды подарил планшет летчика.

– Естественно, мы с мальчишками постоянно бегали на аэродром, глазели на технику. Так я и влюбился в авиацию.

Впрочем, окончив школу, Александр Вобликов пошел учиться не на летчика, а на юриста. Проучившись год в юридическом вузе, он понял, что от мечты никуда не деться, забрал документы и поступил в летное училище. А после его окончания выбрал распределение в столицу Приангарья.

– Сманили однокурсники-сибиряки. Они говорили, что здесь такие просторы, есть куда летать. Да и я хотел страну посмотреть, поэтому поехал в Сибирь не раздумывая, – вспоминает Александр Вобликов.

Первые полтора года летчик патрулировал леса в Нижнеудинском районе на самолете ПО-2. Затем поехал переучиваться в Минск на Ил-12. Пролетав больше года на этом воздушном корабле, Александр вновь получил направление на обучение.

– Я только ушел в отпуск, а меня вызывают в отряд и отправляют осваивать Ту-104. Я, конечно, согласился. Вообще, наш 201-й иркутский летный отряд всегда ценили, самую новую технику мы получали вторыми, сразу после Москвы.

Живя в Иркутске, Александр Вобликов женился, прочно осев на сибирской земле. А своей успешной работой в небе добился, что его назначили командиром экипажа. В 1974 году летчик пересел на самый для того времени современный самолет – Ту-154 и пилотировал его до 1988 года. В общей сложности он провел в небе более 17 тыс. часов. Облетал весь Советский Союз. Мог бы и за границей побывать, да тогда мало кого туда пускали.

Продолжать летную карьеру Александр Вобликов мог и дальше, но жена настояла на уходе. Причиной были аварийные посадки.

– Аварийно садились мы из-за отказа двигателей. Первый раз в Новосибирске, на Ту-104. При взлете ночью на высоте 30 метров отказал двигатель, но мы справились, сели. В салоне в тот момент находилось 90 пассажиров. Когда врачи измерили мне давление, оно зашкаливало за 260. Естественно, от стресса. А потом уже на Ту-154 летели из Москвы. Набрали эшелон, и произошел отказ. Так как совершать аварийные посадки в столице было запрещено, мы приземлились в Ульяновске.

Естественно, после происшествия самолет осматривала комиссия. К удивлению Александра Вобликова, при проверке воздушного судна отказавший двигатель заработал.

– Мы не на шутку испугались, но бортинженер сказал, что все сделал правильно. В этот момент проверяющий схватился за голову и быстро заглушил двигатель. Оказалось, что в самолете порвало трубку и выбило масло, так что мотор был неисправен. Мы сразу же выпили по стакану коньяка, чтоб успокоиться.

Аварии были и в те времена, но по вине летчиков очень редко. Александр Вобликов рассказывает, что свободного времени у пилотов практически не было, после каждого полета шла учеба.

– Мы прилетали, и начинались теоретические занятия, тренажеры. Тогда невозможно было представить, чтобы кто-то сел нетрезвым за штурвал, а сейчас по телевизору то и дело говорят о неадекватном поведении летчиков. И про Иркутский аэропорт хочу сказать – он отличный, конечно, надо знать его особенности, но приземляться на нем не сложнее, чем в Сочи.

После второй аварийной посадки жена настояла, чтобы Александр Вобликов перестал летать. На тот момент ему исполнилось 57 лет. Отправился в Москву для прохождения медицинского осмотра и последующего списания на землю, врачи констатировали – здоровье отменное, и стали уговаривать остаться. Но он все же настоял на списании.

– Жалел потом, конечно, сильно. Но устроился в инспекцию безопасности полетов Иркутского аэропорта, коллектив был знакомый, так что потихоньку успокоился. Еще 15 лет на земле отработал.

В это время сыновья Александра Вобликова уже летали. Игорь совершал рейсы в Китай, Николай перегнал из США в Иркутск первый «Боинг».

– Мне не надо было уговаривать своих детей стать летчиками. Они знали еще со школы, что пойдут в летное училище. Тогда был настоящий бум. Почти все сыновья пилотов нашего отряда стали летчиками. В те времена мы чувствовали, что нужны стране. И платили хорошо, и девчонки на нас заглядывались.

Сейчас старший сын Игорь, которому 54 года, уже не летает, но из авиации не ушел и работает в Иркутском аэропорту. Младший Николай, несмотря на свои 52 года, по-прежнему в небе. Он работает в авиакомпании «Ангара» и уже побил рекорд отца по количеству летных часов.

– К сожалению, сейчас наша династия может прерваться, внуки даже и слышать не хотят об авиации. Увы, престиж профессии упал. Вот одна надежда на правнука, моего полного тезку – Александра Алексеевича Вобликова. Сейчас ему два года, хочется, чтобы он пошел по моим стопам.

По традиции в День воздушного флота три летчика Вобликовы собрались вместе, произнесли тост во славу авиации и пожелали друг другу, а также всем другим пилотам, чтобы количество взлетов совпадало с количеством посадок.

– Могу вам ответственно заявить – трус летчиком не станет никогда, поэтому людьми, выбравшими эту профессию, стоит гордиться, – сказал напоследок Александр Вобликов.

 

 

Александр Вобликов провел в небе более 17 тысяч часов.