Анастасия Егорова: деньги Богу не покажешь, он будет спрашивать по делам
Один из самых молодых депутатов Законодательного Собрания (33 года – это юность для парламентария). Она – грамотный юрист, хороший бизнесмен, сильный партийный функционер и просто красивая женщина. Анастасия Егорова уверяет, что «пошла во власть», чтобы усовершенствовать государственные законы и вернуть в школы Закон Божий. По ее убеждению, только при этих условиях Россия может вернуть себе славу великой державы.
– После окончания БГУЭП я начала адвокатскую деятельность – вела в основном арбитражные и гражданские дела. Тогда и столкнулась с массой непонятных нюансов российского законодательства. Временами было неясно, для кого написаны наши законы и зачем они вообще нужны, коли судьи вершат дела, руководствуясь исключительно собственной выгодой. Получается, взятки решают судьбы, а закон остается в стороне. Меня это очень сильно покоробило. И захотелось сделать что-то, чтобы изменить ситуацию. Такая возможность у меня появилась в Законодательном Собрании. Хотя сначала мне было сделано предложение вступить в ряды «Единой России» и возглавить исполнительный комитет Иркутского районного местного отделения партии.
– Чем вы так заинтересовали партийцев?
– Дело в том, что еще до адвокатской практики я имела опыт ведения собственного бизнеса. У меня был созданный с нуля цех по переработке мяса птицы и производство полуфабрикатов, за что в 1998 году я получила звание лучшего предпринимателя Иркутска. Параллельно занималась туристическим бизнесом: арендовала турбазы, привозила гостей, сама составляла развлекательные и экскурсионные программы, водила группы в походы, проводила праздники. Просто сама люблю хороший отдых и могу его организовать для других.
– Вам эти навыки пригодились во время работы в исполкоме?
– Конечно, ведь это работа с людьми. Главная задача руководства любой партии – забота о людях. Успешное ее решение ведет к поднятию престижа партии в народе. За два года работы в исполкоме совместно с мэром Иркутского района Игорем Наумовым нам удалось это сделать. Увеличился состав отделения, хотя я убеждена, что не следует гнаться за количеством, а оценивать следует исключительно качество. Рядом должны быть надежные люди, и сейчас мы действительно сплочены. К тому же ни одно мероприятие, ни один праздник в нашем районе не проводятся без партии.
– Как вы стали депутатом?
– Руководство Иркутского регионального отделения «Единой России» включило меня в партийный список кандидатов в Законодательное Собрание.
– На парламентском поприще уже есть чем похвастаться?
– Я не люблю хвастаться, предпочитаю просто делать. Но главным достижением своей депутатской работы считаю принятие Закона «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Наши изменения касались списка претендентов на землю. Эти поправки были внесены на рассмотрение Законодательного Собрания по итогам межпартийной конференции, которую инициировало наше районное отделение «Единой России». Мы пригласили представителей нашего избирательного округа – Ольхонского и Слюдянского районов, депутатов ЗС. Вместе обсудили возможность законодательно закрепить за молодыми селянами право на бесплатное получение зем-
ли для строительства жилья. Таким образом, мы хотели хотя бы частично решить жилищный вопрос молодежи, простимулировать ее возвращение на малую родину. Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков…» был принят в марте, а сейчас муниципалитеты разрабатывают механизмы его реализации на местах.
Еще один не менее важный закон, который я могу причислить, в том числе, и к своим заслугам – «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». Он очень долго обсуждался, в него вносились правки, было много сторонников и противников изменений. Я доказывала, что нельзя принимать закон в том виде, в котором его предлагало правительство. Меня поддержали экс-спикер Виктор Круглов и спикер Людмила Берлина. Мы переработали законопроект, и он вышел в адекватном виде. Сейчас ведется мониторинг реализации закона, выявляются категории граждан, нуждающиеся в жилищных субсидиях, например матери-одиночки. Поэтому, уверена, закон будет еще совершенствоваться.
Я убеждена, что нельзя экономить на пенсионерах и других социально незащищенных гражданах. Но в то же время необходимо менять политику государства, которое расплодило иждивенцев. Нужно ясно себе представлять, кому, сколько и за что мы доплачиваем. А то нередко получается, что за субсидиями приходят дамы в норковых шубах. При этом зарплата врачей, учителей, воспитателей соответствует пособию по безработице. Но самое ужасное – появились люди, которые уверены, что работать не обязательно. Они получают пособие по безработице, пособие на детей. Этих денег им хватает на бутылку водки и булку хлеба, а больше их в этой жизни ничего не интересует. Если государство продолжит такую политику, ничего хорошего мы не получим. Дети, воспитанные такими родителями, будут бесполезны для общества.
Деньги нужно направлять на обучение, переквалификацию, создание рабочих мест, строительство заводов-пароходов. И помнить, что тех шальных денег, которые вливались в бюджеты разных уровней до кризиса, уже не будет. Мы с обвалом финансовой системы получили то, что реально наработали, это наши заслуженные доходы. Нужно отвыкать от сложившейся в России практики, когда работаешь мало, а получаешь много. Это касается всех сфер народного хозяйства и властных структур в том числе.
– То есть вы сторонник реформирования системы управления – как государственной, так и муниципальной?
– Я рассматриваю любого управленца, в первую очередь, как бизнесмена. Он обязан вести дела так, чтобы село, город или область имели достаточно ресурсов для развития. Мне неинтересно работать ради зарплаты и статуса депутата Законодательного Собрания. Это не стимул. Человек приходит голым и уходит таким же,
деньги Богу не покажешь, он будет спрашивать по делам. И сейчас, чтобы стать грамотным управленцем, я учусь в Российской академии госслужащих при Президенте РФ.
– Многие ваши коллеги-депутаты так же подходят к работе?
– Мне везет на людей. Я благодарна
судьбе за то, что такие опытные, мудрые люди, как Виктор Круглов, Сергей Курилов находят возможным привлекать меня к своей работе, причем на равных. Для меня это большая честь. А я в ходе этого общения с ними учусь. Мы практически по всем вопросам имеем схожую точку зрения. Например, в феврале-марте начали разбирать тему сельского хозяйства. Рассмотрели изменения в распределение субсидий для фермерских хозяйств. До последнего времени они распределялись, можно сказать, по привычке. Каждое хозяйство получало ежегодно традиционную сумму, вне зависимости от того, сколько пользы приносила его деятельность региону. К бюд-
жетным деньгам относились, как к «халяве», за которую никто не спросит. Мы же пошли по пути эффективности вложения бюджетного рубля. По-иному не должно быть. Мы не сократили дотации, просто начали по-другому их распределять.
– Фермеры не караулили за углом?
– Конечно, это не всем понравилось. Были нападки. Сейчас нас поддерживает областное правительство, там понимают, что сельскому хозяйству необходима реформа – глубокая, доскональная. Ведь продовольствие – это экономическая безопасность. Импорт продуктов питания – очень неправильная тенденция. Если ее не изменить, станем придатком других стран.
– К вашему списку амплуа – аграрий, юрист, управленец – можно добавить еще и вожатого, ведь вы входите в президиум Совета молодых лидеров.
– Можно сказать и вожатый, только для уже вполне сознательных молодых людей, со сложившимся мировоззрением. Мы являемся своеобразным связующим звеном между общественностью и депутатами Законодательного Собрания. Причем эта связь двусторонняя. Так, любой документ, рассматриваемый в ЗС, доводится до общественных организаций, чтобы узнать мнение наиболее заинтересованных в изменении законодательства людей. К примеру, вопросы, касающиеся льгот для инвалидов, обсуждаются в соответствующих организациях. И наоборот, мы стараемся выявлять нужды различных групп населения и доносить их до депутатов для своевременного отображения в региональных документах.
Сейчас, например, мы запускаем проект под рабочим названием «Биржа труда для волонтеров». В области существует много учреждений, нуждающихся в помощи населения, – интернаты, дома престарелых, приюты. И есть люди, готовые посвятить часть своего времени заботе о других. Мы намерены их просто свести. На сайте будем публиковать информацию, кому и какого рода помощь требуется, и волонтеры отправятся творить добро по указанным адресам.
– Не страшно бороться за убеждения с уже почтенными коллегами, депутатами со стажем?
– Есть вещи, за которые нужно бороться. Но чаще всего этого не требуется, потому что депутаты – люди с опытом, муд-
рые и адекватные, с которыми можно договориться, надо только уметь убеждать. Я готова принимать решения и нести за них ответственность. На мой взгляд, ответственность – это главное качество для управленца, который принимает решения, влияющие на жизнь людей. Но как раз этого у многих из нас не хватает. Сначала делают, а потом на соседа кивают. А каждый должен понимать свою роль. Мне легче, я знаю, что буду держать ответ перед Богом.
– Вас хватит на все ваши замыслы – реформирование сельского хозяйства, административного и гражданского права, изменение региональных законов?
– Да, хватит. А еще я планирую построить частные детский сад и школу на 250 мест с бассейном. У меня уже готов проект. Осталось только решить вопрос
с финансированием. Там будут преподавать по методике Монтессори, а еще обязательно Закон Божий в виде сказок и игр. В нынешнем незавидном положении России виновна не разваленная экономика, а отсутствие нравственности. До революции детям с малых лет преподавали основы православия, сразу же объясняя, что можно делать, а что нельзя, и мы были мощной империей. А потом советская власть разрушила церкви, а вместе с ними и нравственность, и сейчас мы пожинаем плоды неправильного понимания природы вещей. Поэтому в обязательном порядке в школах надо под любым названием преподавать законы нравственности. Если бы я с детства знала то, что знаю сейчас, то я многих бы ошибок не допус-
тила. И семьи у нас были бы крепкие, и люди бы не пили.
– Надо ли вам с вашей хваткой и мозгами сидеть в Иркутске?
– Надо. У меня лет десять назад было несколько попыток переехать в Москву или к сестре за границу. Но я вернулась. Хочу сделать что-нибудь полезное здесь.
– Какая и где будет Анастасия Егорова через 20 лет?
– Однозначно здесь, в Иркутске, с двумя детьми и любимым мужем. Будет дом, детский сад, где каждый год станут собираться его выпускники.
– А дети и муж не переманят маму и жену из депутатского кресла на домашний диван?
– Нет. Понятно, что потребуется абсолютно другое распределение времени. Но главное, организовать и контролировать. А упускать жизнь ради работы я не намерена. Думаю, что смогу совместить обе эти ипостаси.
Анастасия Егорова родилась 14 августа 1976 года в Иркутске. Окончила Байкальский государственный университет экономики и права. Последнее место работы – Иркутское районное местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия». В Законодательном Собрании Иркутской области первого созыва работает на неосвобожденной основе, член комитета по социально-культурному законодательству и член комиссии по контрольной деятельности.