24.08.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
24.08.2009 12:00

Первые «Яки» улетят в Алжир

Иркутский авиазавод освоил выпуск самого экономичного учебного самолета в мире

Иркутский авиационный завод ОАО «Корпорация «Иркут» начинает серийное производство учебно-боевых самолетов Як-130. Первая партия машин будет отправлена в Алжир в конце года. А 28–29 августа авиазавод отпразднует свое 75-летие. На предприятии не исключают, что во время торжеств наряду с демонстрацией летной техники состоится и показательный полет Як-130, произведенного в Иркутске.

Как рассказал директор по управлению персоналом авиазавода Сергей Полещук, первый Як-130, произведенный на предприятии, находится в ожидании полета. Он не исключил, что машину поднимут в небо во время празднования 75-летия, в рамках которого запланированы показательные выступления авиатехники. Первая же партия этих самолетов в конце года будет направлена в Алжир по контракту, заключенному три года назад. Сейчас на заводе производится несколько машин этой модели, все они находятся на разных стадиях готовности.

Як-130 представляет собой учебно-боевой самолет, оснащенный репрограммируемой памятью, и считается универсальной моделью. В бортовую электронику машины может быть введено программное обеспечение на управление другими типами боевых самолетов: Су-27, Су-30, F-15, F-16, МиГ-29. Данные модели значительно дороже в эксплуатации, соответственно, Як-130 – самый экономичный учебный самолет в мире.

Следующая модель, которую должны начать производить на иркутском заводе, – самолет МС-21. Как отмечают авиастроители, он новый не только как модель, но и по своим конструктивным особенностям.

– Это прорывной проект не только для авиастроения России, но и на фоне той летательной техники, которая изготавливается за рубежом, – считает Сергей Полещук. – Проект крайне амбициозный и потребует от нас максимальных усилий.

При этом он признает, что самое сложное будет не изготовить самолет, а прорваться на международный рынок гражданской авиации, который очень жестко поделен между корпорациями. Напомним, МС-21 должен будет составить конкуренцию Airbus и Boeing.

– Рынок пассажирской авиации сегодня четко разделен между Boeing и Airbus, – говорит Сергей Полещук. – Существует ниша наших Ту-154, которые явно свой ресурс уже выработали, и эта ниша пока свободна. Если мы упускаем время, то попасть на этот рынок будет крайне сложно. Поэтому разработка проекта МС-21 ведется в крайне сжатые сроки. Уже в 2016 году самолет должен быть сертифицирован.

До конца года будет завершен эскизный проект нового судна – таким образом, закончится первая стадия проектирования. Далее начнется рабочее проектирование. Ориентировочно в 2012 году планируется приступить к изготовлению первого МС-21.

Кстати, именно жестким разделением мирового рынка авиатехники Сергей Полещук объясняет, почему Бе-200 «великолепно себя зарекомендовал, но так и не стал серийным».

– Самолет так и не смог пробиться на мировой рынок, – признает он. – Ни одна страна не оказалась готовой заключить контракт на поставку этой техники, побоявшись пойти на конфликт с основными участниками рынка.

Производство этого судна так и осталось опытным, а значит, дорогим. Вместе с тем, его изготовление не прекращается, а переносится на другой завод, в Таганрог.

– Мы планируем свою работу на десятилетие вперед, – говорит Сергей Полещук. – И мы говорим, что через десять лет «сушку», скорее всего, в Иркутске делать не будем. Сейчас выпускаем эти машины по заключенным ранее контрактам, они заканчиваются через пять лет.

Сокращение программы изготовления «сушек» будет происходить с одновременным наращиванием производства пассажирских самолетов. Перед иркутскими авиастроителями стоит задача к 2019 году вывести соотношение выпуска боевой и гражданской техники к показателю 50 на 50.