24.08.2009 12:00
Теги
24.08.2009 12:00

Какой должна стать школа будущего?

Обсуждали участники областного педсовета в режиме он-лайн

В Приангарье до начала 2010 года должны разработать программу для реализации национальной стратегии «Наша новая школа». Такое решение было принято на областном педагогическом совете в четверг. Совещание впервые прошло в режиме он-лайн и транслировалось на сайте правительства Иркутской области. В нем приняли участие более 750 человек из 33 городов и районов – мэры, директора и учителя школ, депутаты, родители учащихся.

Главной темой традиционного августовского педсовета стали приоритеты развития образования Приангарья в новом учебном году.

– 2010 год будет необычным, – отметил заместитель председателя правительства области Александр Моисеев. – Во-первых, потому что на федеральном и региональном уровне он объявлен Годом учителя. Во-вторых, нам предстоит достойно подготовиться к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, отпраздновать 285-летие иркутского школьного образования и 70-летие системы начального профессионального образования.

Еще одна важная особенность нового учебного года – начало реализации национальной стратегии «Наша новая школа». О приоритетных задачах и мероприятиях на педсовете рассказал министр образования Иркутской области Виктор Басюк. Так, по его словам, новые государственные образовательные стандарты позволят школьникам раскрывать свои способности, ориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире, легко усваивать знания и применять их на практике. Для оценки качества образования будет использоваться система ЕГЭ. Министр сообщил, что в этом году по результатам испытаний 93,8% выпускников школ региона получили аттестаты зрелости, 6,2% – справки об обучении. Намного хуже ситуация с девятиклассниками. Результаты их аттестации, отметил Виктор Басюк, можно считать неудовлетворительными. Справились с экзаменационной работой по русскому языку лишь 72% учащихся, по математике – 56%.

Следующее направление стратегии – внедрение национально-регионального компонента в учебные планы школ. Речь идет о предметах, дающих учащимся знания о природно-климатической, социально-экономической и культурной специфике Приангарья. По словам Виктора Басюка, сегодня в 95% школ региона изучается предмет «География Иркутской области», в 91% – «Литература Восточной Сибири». А вот этнокультурная составляющая не получила развития. Лишь в 96 школах в прошедшем учебном году изучали родные языки: бурятский, татарский, польский, эвенкийский, тофа-

ларский. И только в 35 велись уроки или факультативные занятия по национальной истории и культуре.

Одним из важных пунктов стратегии министр назвал развитие региональной системы выявления, поддержки и признания талантливых детей. Ведущая роль здесь отводится школьным олимпиадам. В этом году 900 учащихся по 20 предметам участвовали в региональном этапе состязаний, а 38 ребят поехали на Всероссийские олимпиады, и половина из них привезли домой дипломы призеров и победителей.

– Стратегия «Наша новая школа» – это также создание благоприятных социально-психологических условий, комфортной атмосферы в классных коллективах, умение своевременно увидеть потребность ребенка в психологической поддержке, – отметил Виктор Басюк. – В прошлом году мы в 15 территориях провели анкетирование родителей учащихся и выяснили, что более 60% мам и пап считают важнейшими задачами школы качественно давать знания, сохранять и поддерживать здоровье ребенка, воспитывать  самостоятельного и ответственного человека. Родители особенно подчеркнули, что школа должна стать безопасной, а учителю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику.

Между тем, по словам министра, безопасность учебных заведений остается большой проблемой в регионе: здания 38 школ находятся в аварийном состоянии, автоматическая пожарная сигнализация установлена лишь в 78% общеобразовательных учреждений, телефонной связи нет в 122, без охраны работают 369 школ.

Говоря о здоровье школьников, Виктор Басюк отметил положительную динамику: снизились показатели по инфекционным заболеваниям, новообразованиям, болезням крови и эндокринной системы, органов зрения; стало меньше детей с нарушениями осанки, зрения, слуха, дефектами речи. Однако тревогу по-прежнему вызывают болезни органов пищеварения, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, а также рост на 15% числа суицидов среди школьников.

Большое внимание участники педсовета уделили повышению квалификации учителей, что также входит в задачи стратегии «Наша новая школа». По словам Виктора Басюка, педагог должен учиться непрерывно, в том числе стажироваться у более опытных коллег, получивших общественное признание.

– В Приангарье много учителей со стажем работы более 20 лет, но, к сожалению, далеко не все они регулярно повышают квалификацию и используют в работе новые информационные технологии, инновационные методики. Меньше становится молодых перспективных учителей. А все потому, что престиж профессии по-прежнему держится на низком уровне. Недавно мы провели анкетирование учителей. На вопрос «Состоялись ли в вашей школе встречи с местной властью по вопросам социально-экономического развития?» 70% ответили отрицательно. Почти 60% преподавателей сказали «нет» и на вопрос «Реализуются ли на вашей территории социальные программы поддержки педагогов?»

Докладчики с мест говорили на педсовете об актуальных проблемах образования, делились опытом работы. Учитель русского языка и литературы ангарского лицея N 2 Наталья Фролова рассказала о том, как ЕГЭ помогает оценивать качество работы преподавателя. Мэр Братска Сергей Серебренников выступил с докладом о системе дополнительного образования в новых социально-экономических условиях.

Заведующая детсадом поселка Новожилкино Усольского района Галина Бахитова перечислила основные условия сохранения здоровья дошкольников.