28.08.2009 12:00
Теги
28.08.2009 12:00

Рабочая сила или трудовой балласт?

Средне-специальные учебные заведения должны перейти на контрактную подготовку кадров

В училищах и техникумах Иркутской области пройдут проверки результатов нынешней приемной кампании. В частности, будет организован мониторинг качества знаний абитуриентов ссузов. Об этом было заявлено на областной научно-практической конференции учреждений среднего профессионального образования. Участники форума обсудили вопросы совершенствования качества подготовки рабочих кадров.

Система среднего профобразования (СПО) Иркутской области – на пороге больших перемен. В регионе уже разработана программа ее реструктуризации. Одним из основных аспектов является создание многоуровневых учебных заведений. Речь идет об объединении различных ссузов с целью организации мощных материально-технических баз и педагогических коллективов для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

– Первые шаги на пути к непрерывной системе профобразования мы уже сделали, – отметил министр образования Иркутской области Виктор Басюк. – Сегодня, к примеру, получив после девятого класса профессии продавца, кондитера или кассира в иркутском технологическом колледже, можно здесь же выучиться специальности «коммерция», а потом продолжить образование в Российском государственном торгово-экономическом университете по сокращенной программе обучения. Подобная система работает и в Свирском электромеханическом техникуме, где, получив навыки автомеханика, можно выбрать еще одну, более квалифицированную профессию – «технолог машиностроения» – и затем поступить в ИрГТУ по смежной специальности на сокращенный срок.

Кроме того, в рамках реформирования системы СПО, подчеркнул министр, изменится содержание учебных программ ссузов, будет сформирована региональная система оценки качества среднего профобразования, введена новая модель аттестации руководителей и педагогов ссузов. И, наконец, появится общественная экспертиза качества образовательных услуг.

Пока же, констатируют эксперты, образовательный процесс в ссузах региона строится по классической схеме 1960-х годов. Это, по словам руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Александра Костина, показала аккредитация учебных заведений:

– Нарушений много. Так, в ряде ссузов подготовка специалистов ведется по нелицензированным образовательным программам. Зачастую не по всем дисциплинам проводится промежуточная аттестация студентов. Выявлено также увеличение нормы лабораторных и практических занятий, расхождение учебных планов с количеством реальных лекционных часов и записями в зачетных книжках.

В результате Рособрнадзор решил усилить контроль за деятельностью ссузов. В сентябре будут организованы проверки результатов приемной кампании, а именно – качества знаний абитуриентов. Александр Костин подчеркнул, что особое внимание инспектора будут обращать на первокурсников, которые окончили школу не с аттестатами, а со справками. По итогам первого семестра их ждет пересдача школьных экзаменов.

< Сегодня в Иркутской области работает 58 учреждений среднего профобразования. В них обучаются более 47 тыс. студентов. В ссузы каждый год поступает 21% выпускников 11-х классов и 14,5% учащихся девятых классов школ региона.

Помимо повышения качества образования, ссузам рекомендовано мобильнее реагировать на запросы рынка труда – открывать новые специальности и прекращать набор на невостребованные.

– Сегодня в реестре нашей службы числится 256 организаций и предприятий, которые хоть и не являются учебными заведениями, но имеют лицензии на подготовку и переподготовку кадров и зарабатывают таким образом хорошие деньги. Задумайтесь, они отнимают у вас хлеб, – отметил Александр Костин.

Отвечая на вопрос «Как поднять престиж синих воротничков?», Виктор Басюк подчеркнул, что нужно полностью перейти на контрактную подготовку кадров – по заказу предприятий. За последние два года такой метод поднял уровень трудоустройства выпускников ссузов области до 65%. Также он рекомендовал ссузам увеличивать доходную часть бюджетов путем оказания образовательных услуг, реализации товаров, изготавливаемых в учебно-производственных мастерских, и т. д.

– Кризис – это время больших возможностей для качественных изменений в сфере профессионального образования. Он ускорил реализацию ряда новых направлений в образовательной политике. Мы должны постараться сделать все, чтобы на этапе выхода из кризиса Иркутская область имела квалифицированную рабочую силу, а не трудовой балласт, – резюмировал Виктор Басюк.