28.08.2009 12:00
Теги
28.08.2009 12:00

Когда счет идет на минуты

Врачи и спасатели Приангарья учатся ликвидировать автокатастрофы

Три человека погибли, 12 получили травмы различной степени тяжести при столкновении пассажирского автобуса и легкового автомобиля. Такова легенда учений, проводившихся во вторник на Байкальском тракте у поселка Ново-Разводная. В ходе учебной ликвидации катастрофы отрабатывалось взаимодействие между различными ведомствами, а также совершенствовались технологии спасательных работ.

Автобус и «запорожец» не поделили дорогу

«Запорожец» и пассажирский автобус столкнулись на Байкальском тракте днем. От удара автобус опрокинулся набок, и двух человек, выпавших из окна, сразу задавило насмерть. На месте происшествия скончался и водитель легковой машины. Пострадавшие пассажиры не могли выбраться самостоятельно из покореженного транспорта и ждали прибытия помощи. Из пробитого бензобака вылилось топливо, пламя охватило машины. Счет времени, когда еще можно было спасти людей, шел буквально на минуты.

О катастрофе на трассе сообщил случайный очевидец ДТП – со своего мобильного телефона он позвонил в службу спасения «112». Первыми на место трагедии прибыли сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД – с помощью огнетушителей они начали сбивать пламя и даже смогли вытащить из легковушки пострадавшего пассажира. Буквально через несколько минут им на помощь подоспели пожарные, которые из брандспойтов стали тушить огонь. Следом одна за другой приехали шесть машин скорой помощи и медицины катастроф. Раненых вытаскивали из покореженного транспорта, отвозили на безопасное расстояние и тут же оказывали первую помощь.

В это время уже начали работу следователи – они записывали показания очевидцев и исследовали место трагедии. Когда осмотр был закончен, настал черед специалистов ОГУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области» – они вскрыли «запорожец» и достали труп водителя, затем извлекли тела двух погибших из-под автобуса. После этого эвакуаторы отбуксировали покореженные машины.

Со времени звонка в «112» до освобождения проезжей части от разбитых автомобилей прошел ровно час. Никакой лишней суеты, у каждой службы свой алгоритм действий. Конечно, в реальной ситуации на ликвидацию аварии времени ушло бы больше. Но для того и проводятся  учения, чтобы отработать все до автоматизма, дабы в случае катастрофы сотрудники ГИБДД, спасатели, врачи, пожарные, милиция, прокуратура действовали максимально слаженно и оперативно.

Жертву чуть не забыли

Начиналось все не так зловеще, как гласит легенда учений. Роль пострадавших исполняли молодые пожарные. У каждого на груди были прикреплены записки с описанием полученной травмы: «Ожог лица и верхних конечностей. Условно ходячий», «Ушиб головного мозга, тупая травма грудной клетки», «Открытая черепно-мозговая травма» и так далее. В ожидании «экшена» парни шутили и отказывались, чтобы их мазали краской, изображающей кровь.

– Вот это аэрография! – комментировали они «обезображивание» друг друга.

Когда «пострадавших» разместили в салоне перевернутого автобуса и подожгли дымовую шашку, «жертвы» аварии стали стонать и кричать жалобными голосами. Все как на самом деле.

Прибывшие первыми сотрудники ГИБДД сразу достали пострадавшего пассажира из «запорожца» и посадили его на обочине дороги ожидать медиков. На груди у парня записка: «Ожог лица и верхних конечностей». Врач осмотрел его мельком и ушел спасать других. Наблюдая, что всех остальных «жертв» уже погрузили в «неотложку», парень сам поковылял к машинам. Было очень похоже на то, что про него просто забыли.

Что касается вскрытия легковушки, то машину разрезали и достали «труп» буквально за несколько минут. Специалисты областной службы спасения имеют большой опыт деблокирования людей. Буквально ночью накануне учений легковой автомобиль протаранил фонарный столб на проспекте Жукова в Иркутске. Водитель скончался на месте от полученных травм, а троих пассажиров, зажатых покореженным железом, пришлось деблокировать – разрезать корпус машины и доставать.

Актуальный тактический замысел

Эвакуаторы еще освобождали дорогу от аварийных машин, а руководители различных служб уже готовы были дать оценку прошедшим учениям.

– Сегодня в тактико-специальных учениях приняли участие подразделения ГИБДД, МЧС, спасатели, медицина катастроф, скорая медицинская помощь, всего были задействованы около 60 человек, – рассказал врио заместителя начальника Главного управления МЧС по Иркутской области Василий Разумнов. – Учения плановые, но их тактический замысел зависит от текущий ситуации.  В этом году в России произошло четыре крупных ДТП с участием пассажирского транспорта, что, конечно, нашло отражение в  наших учениях.

По мнению и. о. начальника ГАИ Иркутского района Анатолия Когута, его подчиненные в ходе ликвидации учебной аварии действовали грамотно. Отработка навыков им крайне важна – через Иркутский район проходит четыре федеральные трассы и три областные дороги. В самом муниципальном образовании зарегистрировано 28 тыс. единиц автотранспорта, но летом поток машин увеличивается до 300 тыс. – в первую очередь за счет горожан, едущих к местам отдыха.

– В  этом году в ДТП погиб уже 31 человек, в прошлом году на это время у нас в районе было зарегистрировано более 50 смертей на дорогах, – рассказал Анатолий Когут. – При этом количество самих аварий увеличилось на 10%, число пострадавших выросло на 100 человек.

Согласно статистике, из общего числа погибших в ДТП около 70% умирают на месте происшествия, 15% – во время эвакуации, остальные – в стационаре.

– В ходе комплексных учений мы отрабатывали действия в отрезок времени от момента ДТП до поступления пострадавшего в больницу, – пояснил директор территориального Центра медицины катастроф Виктор Бучинский. – Чем раньше и квалифицированнее будет оказана медицинская помощь, тем больше шансов у пострадавшего в ДТП выжить. Я считаю, что учения прошли на хорошем уровне: все службы отработали просто здорово.