31.08.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
31.08.2009 12:00

Финансовые болезни лечатся

Сбербанк открыл подразделение по работе с проблемными кредитами

Просроченная задолженность по кредитам замедлила темпы роста. В первую очередь это результат выхода кризиса из острой фазы. К тому же, как отмечают эксперты, банки, вначале неготовые к нестабильной ситуации, нашли новые инструменты для работы с клиентами. Например, в Байкальском банке Сбербанка России открылось специальное подразделение по проблемной задолженности.

– Финансовый рынок лихорадит во всем мире, и системообразующий российский банк здесь не исключение, – отметил в беседе с журналистами 27 августа руководитель отдела по работе с просроченной задолженностью населения Байкальского банка Олег Жаргалон. – Есть, конечно, свои особенности, но просроченная задолженность Сбербанка растет как по юридическим, так и по физическим лицам. Темпы роста серьезные – с начала года сумма увеличилась в два раза. Но все познается в сравнении. По международным стандартам качества кредитного портфеля, он здоров и не нуждается в каких-либо санациях при 3% просроченной задолженности. У нас по физическим лицам – около 2%.

Это гораздо ниже общероссийских цифр. По данным Центрального банка РФ, просроченная задолженность российских банков к 1 августа достигла 5,4% совокупного кредитного портфеля. Однако в кредитно-финансовых организациях отмечают постепенное «затухание» темпов роста «просрочки». По словам Олега Жаргалона, произошло это во многом благодаря новым инструментам, разработанным для стабилизации ситуации, как на уровне государства, так и в недрах банков.

– Финансовый рынок не был готов к обвальному ухудшению экономической ситуации. Сегодня ситуация перешла из острой фазы в управляемую. Отрадно, что в преодолении трудностей активно участвует государство, используя свои инструменты. Наш банк работает по ряду государственных программ. Так, с мая мы начали сотрудничать с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Уже заключено три договора с иркутянами о реструктуризации кредита. Еще несколько соглашений готовятся.

Кстати, ипотечные кредиты составляют половину кредитного портфеля Иркутского отделения Сбербанка. По доле просроченной задолженности они идут вровень с потребительскими кредитами и занимают где-то 40% от общего объема. При этом треть «просрочки» обеспечена недвижимостью.

Специалист отмечает, что главное в кризисное время для клиентов банка – не прятаться и не убегать от финансовых проблем, не заниматься «самолечением». Ведь можно изменить сроки гашения кредита, пролонгировать его действие, применить индивидуальные ставки в зависимости от ситуации. Вариантов реструктуризации займа масса. Как рассказал Олег Жаргалон, если в прошлом году Байкальский банк заключил с клиентами мировые соглашения на 10 млн. рублей, то за восемь месяцев 2009 года только в Иркутске подписано договоров на 110 млн. Причем на заключение мирового соглашения банк может пойти на любом этапе просроченной задолженности – до или после суда.

Для того чтобы оптимизировать работу с проблемными просроченными кредитами, Байкальский банк также создал специальное «клиентское» подразделение. Любой заемщик, у которого возникли финансовые трудности, может обратиться сюда за юридической помощью. Методы работы с должниками у Сбербанка существенно отличаются от инструментов коллекторских агентств, ориентированных только на возврат денег.

– У банка другие задачи, – подчеркнул Олег Жаргалон. – Для нас главное – сохранить клиента и качество кредитного портфеля. Сегодня проблема в том, что заемщики нередко затягивают проблему. Либо боятся обратиться к нам, либо просто не знают о возможностях реструктуризации кредита. Многие помнят начало 1990-х годов, когда банки лопались, а долги списывались. Сегодня другое время, и ничего подобного уже не будет. Еще одно заблуждение – что кредитная история ограничивается одним банком. Между кредитными организациями существует информационный обмен. Бывает, что клиент начинает бегать, не идет на контакт с банком. В этих случаях мы вынуждены применять меры принудительного взыскания, хотя нам этого очень не хочется делать. Банк заинтересован в урегулировании вопросов до суда. Но прощать долги мы не вправе.