31.08.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
31.08.2009 12:00

Сергей Иванов: амбициозный проект по созданию МС-21 мы могли поручить только «Иркуту»

Более 6 тыс. самолетов за 75 лет. С таким впечатляющим результатом подошел к своему юбилею Иркутский авиационный завод, входящий в ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». В пятницу все желающие поздравить «первенца авиастроения в Восточной Сибири» собрались в Доме культуры им. Юрия Гагарина. В их числе оказался и заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Вручив сотрудникам завода высшие государственные награды, вице-премьер заявил, что не сомневается в успешной реализации на базе предприятия проекта по производству пассажирского самолета нового поколения МС-21, призванного заменить популярный Ту-154 и его западные аналоги уже в 2016 году.

 

Флагман авиастроения

«Флагман отечественного авиастроения», «Орденоносный завод, поставляющий уникальную военную технику во все концы России и за ее пределы», «Мощная производственная площадка корпорации «Иркут», «Жемчужина экономики Приангарья». Это – лишь небольшая часть комплиментов, звучавших в адрес Иркутского авиазавода на торжественном собрании, посвященном 75-летию предприятия.

– Трудно переоценить тот вклад, который ваш прославленный коллектив внес в развитие отечественного авиапрома, в оснащение военно-воздушных сил России и Советского Союза востребованными образцами авиатехники, в укрепление боевой мощи армии и флота и в целом в повышение обороноспособности государства, – заявил Сергей Иванов. – Вам есть чем гордиться: более 6 тысяч самолетов за 75 лет – это достойный результат, по-настоящему трудовой подвиг.

– Завод прославляет не только авиапром России, не только множит страницы успеха советской истории, он славит Иркутск и Иркутскую область, являясь фундаментом уверенного развития Приангарья на десятилетия вперед, – подчеркнул губернатор Дмитрий Мезенцев.

Успех же любого предприятия обеспечивают в первую очередь люди, трудящиеся на нем. Лучшим специалистам авиазавода вице-премьер вручил государственные награды и свидетельства о присвоении почетных званий от имени президента России. В частности, орден «За заслуги перед Отечеством» третьей степени получил президент ОАО «НПК «Иркут» Олег Демченко. Нашли своих героев почетные грамоты и благодарственные письма губернатора и мэра Иркутска. 

Преуспел во всем: самолеты, кадры, забота о людях

Среди создаваемых на заводе самолетов Сергей Иванов выделил Су-30МК (один из лучших истребителей в мире) и учебно-боевой Як-130, серийное производство которого только начинается. Первую партию этих машин планируется отправить в Алжир в конце года. По словам вице-премьера, «Яки» выбраны в качестве базовых самолетов для подготовки и переподготовки летчиков ВВС России.

Хорошие перспективы, по мнению федерального чиновника, есть и у программы Международной промышленной кооперации, в рамках которой иркутский завод сотрудничает с западноевропейской корпорацией Airbus, выступая в качестве поставщика комплектующих для пассажирских самолетов семейства А-320.

– Хочу подчеркнуть, что это уникальный пример в отечественном гражданском авиастроении, когда «Иркут» взаимодействует с такими крупными зарубежными компаниями как единственный и полноправный партнер, – отметил Сергей Иванов.

Похвалил высокий гость авиазавод и за грамотную кадровую политику. По его словам, за последние три года на предприятие трудоустроилось около 2,5 тыс. человек (всего работает около 13 тыс.), из которых 800 были приняты в этом году. За первое полугодие создано 300 новых рабочих мест. При этом средняя заработная плата на заводе составляет 25 тыс. рублей, что, по словам вице-премьера, выше среднероссийского уровня по отрасли. Кроме того, с 2007 года ведется обучение сотрудников в учебно-производственном центре.

По мнению Дмитрия Мезенцева, все прорывные технологии и наработки, используемые на авиазаводе для обучения специалистов и переподготовки кадров, можно собрать в одном бизнес-инкубаторе.

– Мы знаем, что на площадке ИрГТУ успешно работает инкубатор, но он разноплановый, не делает акцент на подготовку специалистов для машиностроения, в том числе авиационного, – подчеркнул губернатор. – Думаю, мы соберем встречу с руководством технических вузов, представителями завода и выработаем определенную схему.

«Наш ответ» Airbus и Boeing

Однако на достигнутом иркутским авиастроителям останавливаться некогда. Впереди – трудная и весьма амбициозная задача – производство современного ближне-среднемагистрального самолета МС-21.

– Это машина вместимостью от 180 до 250 пассажиров, которая призвана полностью заменить хорошо всем известный Ту-154, и войти в нишу среднемагистральных самолетов, – рассказал Сергей Иванов. – Естественно, этот самолет надо делать с нуля, в «цифре», с использованием новых материалов и многих технологий, которые уже применяются в боевой авиации. Для его создания будет привлечено все лучшее, что есть в России и в мире. Уверен, что в результате мы сможем обрести независимость в производстве гражданских самолетов для себя и предложить глобальному рынку конкурентоспособный среднемагистральный самолет, который по всем своим характеристикам будет лучше современных аэробусов и «боингов» такой же вместимости.

Говоря о финансировании проекта, Сергей Иванов отметил, что для подготовки производства МС-21 потребуются огромные инвестиции, и заверил: федеральный бюджет выделит средства на эти цели. Всего же, как сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь» со ссылкой на президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова, в 2008–2014 годах в подготовку производственных мощностей для выпуска этого воздушного судна будет вложено 600 млн. долларов. На сегодняшний день завод готов к выпуску МС-21 примерно на 50%.

Вместе с тем у Сергея Иванова нет никаких сомнений в успешной реализации проекта силами специалистов авиазавода.

– Когда мы вместе с комплектаторами решали, где размещать производство МС-21, то у нас, честно вам скажу, большого выбора не было – такой амбициозный проект мы могли поручить только самому продвинутому предприятию авиапрома, то есть «Иркуту». Решение на этот счет принято окончательно и обсуждению не подлежит, – заверил журналистов вице-премьер.

Набирая высоту

Характеризуя российское гражданское авиастроение, Сергей Иванов констатировал: отрасль находится в сильном упадке.

– Отдавая дань уважения советским конструкторам и рабочим, которые делали очень надежные и хорошие для того времени самолеты Ту-134 и Ту-154, необходимо признать: потребляют эти машины столько авиатоплива, что, к сожалению, на рынке неконкурентоспособны, – отметил вице-премьер.

В этой связи все предприятия отечественного авиапрома получили задание форсированно развивать выпуск современных гражданских самолетов. И помимо МС-21, этот класс будет представлять Superjet 100 – российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» совместно с рядом зарубежных партнеров. Судно рассчитано на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до 4,4 тыс. км и ориентировано на замену самолетов Ту-134 и Як-42.

– Этот самолет проходит сейчас завершающий этап сертификационных испытаний. Предполагается, что к концу этого года – началу следующего Superjet, уже имеющий сотни «твердых» контрактов на покупку, поднимется в небо и будет направлен в авиакомпании, – сообщил Сергей Иванов. – Первыми «Сухого» получат «Аэрофлот» и армянская компания «Армавиа». Все контракты на этот счет уже подписаны.

Еще одним представителем «гражданских» новинок является региональный Ан-148, который производится в Воронеже. По информации Сергея Иванова, примерно через месяц Государственная транспортная компания «Россия» закупит первые самолеты. Предполагается, что такие судна будут работать на местных авиалиниях. 

Между тем, по мнению Сергея Иванова, отрасль постепенно возрождается:

– Как самолет, плавно, но достаточно устойчиво набирает высоту.  

Эту тенденцию подтвердил и авиасалон «МАКС-2009», на котором были заключены рекордные (в денежном эквиваленте) для России контракты. В том числе на закупку Министерством обороны РФ 64 боевых самолетов на сумму 80 млрд. рублей. 

– Мы начинаем поставлять технику своим ВВС и авиакомпаниям, причем в большом объеме, и я не вижу в этом ничего плохого, – заявил Сергей Иванов. – А это и решение задач обороноспособности, и экономического развития, и обеспечение транспортных компаний отечественной техникой, и долгосрочная загрузка наших заводов. Конечно, если бы все предприятия авиастроения были такими же, как «Иркут», то никаких проблем у нас бы не было.

– Когда я слушал программу развития национального авиастроения, то у меня рождалось чувство гордости за то, что мы снова сможем занять достойное место среди авиационных держав, которые в том числе и современным авиастроением поднимают свою экономику, создают достойный стандарт жизни для миллионов своих граждан. И особенно приятно, что Вы, Сергей Борисович, обозначили это на иркутской земле, на празднике нашего авиазавода, – обратился к вице-премьеру Дмитрий Мезенцев.

 

СПРАВКА

Иркутский авиационный завод – структурное подразделение Научно-производственной корпорации «Иркут», на долю которой приходится 15% российского рынка оружейного экспорта. Корпорация имеет самый большой в отечественной промышленности портфель заказов – около 4 млрд. долларов.

Строительство иркутского авиазавода началось в 1932 году, а уже в феврале 1935-го с взлетно-посадочной полосы его аэродрома в небо поднялся первенец – истребитель И-14. С тех пор предприятие построило свыше 6,5 тыс. самолетов более 20 марок и типов, которые поставлялись в 35 стран мира. Сегодня завод производит многофункциональные истребители Су-30МК, гражданские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые машины нового поколения Як-130. 

 

 ЦИТАТА

На праздновании юбилея авиазавода президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров сообщил, что скоро появится новая бизнес-единица ОАК – «Коммерческие самолеты». Она объединит в себе уже созданные дивизионы ОАК – «Гражданские самолеты» и «Транспортные самолеты».

– Корпорация «Иркут» будет ядром создания бизнес-единицы по производству коммерческих самолетов, и к Иркутскому авиазаводу будет добавлено еще несколько крупных и важных заводов, входящих в ОАК, – пояснил Алексей Федоров.