Местный производитель – фундамент экономической стабильности
В последние полгода не утихают разговоры о том, что денег в бюджете Иркутской области недостаточно. Представители власти не скрывают: налоговые поступления в областной и местные бюджеты в этом году весомо уменьшились, что является тревожным фактором, поскольку сказывается напрямую на ухудшении качества жизни в регионе.
Непростые условия
Во многих муниципалитетах бюджетные средства предусмотрены только на заработную плату в бюджетной сфере, и под угрозой оказывается такой важный для любого сибиряка вопрос, как подготовка к зиме. Муниципальные образования ждут финансовой поддержки от области, но в региональном бюджете денег на всех не предусмотрено.
Сокращается финансирование социальных программ – поддержки дошкольных учреждений, помощи детям-сиротам, закупки лекарственных препаратов. Не избежали секвестирования и программы по выдаче ипотечных кредитов, а также поддержки коренных малочисленных народов. Непростую картину состояния дел в экономике региона дает статистика. За пять месяцев этого года была собрана лишь половина ожидаемого налога на прибыль предприятий. Если сравнивать нынешний и прошлый годы, то, по данным министерства финансов Иркутской области, за 5 месяцев 2008 года доходы бюджета составили 21,2 млрд. рублей, а за пять месяцев 2009 года – 20,7 млрд. рублей. То есть сокращение составило 500 млн. рублей.
Опора на средний бизнес
Очевидно, что значительный вклад в казну региона делают не только крупные вертикально-интегрированные компании, но и предприятия среднего бизнеса. В частности, в Иркутской области работает единственный в регионе производитель местной алкогольной продукции — ЗАО Ангара. Эта фирма обеспечивает стабильной работой и достойным заработком 78 сотрудников. Здесь соблюдаются все нормы, предусмотренные законом, дается полноценный отпуск, оплачиваются больничные листы, действует сокращенная рабочая неделя для женщин.
Кроме того, компания является добросовестным налогоплательщиком в бюджеты разных уровней.
Например, в первом полугодии 2008 года она перечислила по акцизам 11,6 млн. рублей. Некоторые могут возразить, что не-мудрено перечислять миллионы налогов в «тучные» годы, когда производство растет, а соответственно, и доходы предприятия. Но в ЗАО Ангара сохраняются высокие финансовые показатели и в нынешний период.
Так, в первом полугодии отчисление за акциз составило 23,2 млн. рублей.
Для сравнения, действовавший ранее в регионе крупный винно-водочный завод «Кедр» – в 2007 году перечислил акцизов на сумму 277 млн. рублей, из них в бюджет Иркутской области – 54 млн. Но в настоящее время завод остановлен…
Во всем цивилизованном мире развитие любого бизнеса невозможно без адекватной поддержки государства. Она может выражаться как в стимулировании и формировании благоприятного климата для инвестиций в определенную отрасль, так и в прямых протекционистских мерах. И это не считается зазорным, более того, расценивается как забота о государственных интересах, ведь из отчислений предприятий формируется бюджет, на этом базируется экономика страны.
Грамотный протекционизм
В России, к сожалению, далеко не все отрасли находят поддержку у властей. И производство алкогольной продукции в Иркутской области – один из таких печальных примеров.
– Протекционистская политика со стороны местных властей является важным фактором, который может способствовать развитию региональных производителей, – считает генеральный директор Братского винно-водочного завода Ангара Михаил Теслицкий. – Продукция региональных компаний на «родине», как правило, представлена шире, чем ввозимые марки. Правда, на данный момент у нас в Иркутской области такая политика менее сильна, чем, к примеру, в соседнем Красноярском крае.
Действительно, по информации СМИ, до конца текущего года красноярские власти планируют довести объемы продаж местного алкоголя в торговых сетях края до 40%, а в будущем году – до 50%. Уже разработаны и меры для массированного охвата данного сегмента. Чиновники рассчитывают вытеснить с алкогольного рынка региона контрафактную продукцию и в то же время будут оказывать поддержку местным производителям спиртного в работе с ритейлорами. Последние, кстати, тоже проникаются необходимостью помочь «своим» и обещают преференции в проведении презентаций и дегустаций в торговых точках.
Не менее активную политику проводит и Нижегородское правительство, выступившее инициатором программы «Покупай нижегородское», которая содействует местным производителям увеличить свое присутствие в торговых сетях.
Администрация Тюменской области несколько лет назад вообще содействовала восстановлению алкогольного производства в регионе, делая бюджетные инъекции в предприятия отрасли. Это, в частности, позволило одному из винно-водочных заводов осуществить реконструкцию технологического оборудования и приступить к выпуску новой продукции – шампанского.
Несомненно, поддержка местных производителей — это не столько западная форма лоббизма, сколько проявление экономического патриотизма. Грамотный протекционизм является не попыткой монополизации рынка, а мерой поддержки малого и среднего регионального бизнеса. Ведь именно эти предприятия дают работу, платят налоги в территориях и, таким образом, влияют на экономическую обстановку.
И, несмотря на усложнение экономической ситуации и отсутствие государственной поддержки, ЗАО Ангара проводит активную работу по расширению своего ассортимента продукции и выходу на новые рынки.
Не предел возможностей
За тот короткий период – всего полтора года работы – Братский винно-водочный завод сумел убедить покупателей, что и в Сибири можно производить конкурентоспособные спиртные напитки. По оценкам специалистов алкогольного рынка, по качеству продукция ЗАО Ангара является достойной соперницей даже раскрученным брендам, поскольку выпускается в строгом соответствии с российскими ГОСТами и подвергается строжайшему контролю.
Как рассказали в ЗАО Ангара, предприятие способно увеличивать объемы производства. В 2009 году было запланировано на 77,8% использовать мощности по изготовлению водки, на 5% – по вину, на 6,5% – по шампанскому.
Все это позволило бы не только увеличить налоговые отчисления, но и обеспечить жителей региона качественными местными алкогольными напитками.
Правда, на сегодняшний день мощности завода задействованы лишь на 6%, во многом из-за торговых барьеров и недостатка поддержки со стороны региональных властей.
– Главным конкурентным преимуществом продукции завода, – подчеркивает Михаил Теслицкий, – является приемлемая цена при сохранении высокого качества. Кроме того, короткие сроки доставки и небольшие транспортные затраты позволяют сформировать оптимальную цену. Мы учитываем и финансовые возможности наших покупателей. Поэтому часть нашей продукции, как например линейка водок «Братская», находится в среднем ценовом сегменте: 105–135 рублей за пол-литровую бутылку. Производятся заводом и более дорогие водки, которые относятся к субпремиальному сегменту, стоимостью от 135 до 245 рублей за бутылку.
ЗАО Ангара демонстрирует хороший пример того, как использовать экономический кризис для поиска новых точек роста и выработки стратегии для качественного рывка.
И очень важно, чтобы в развитии подобных предприятий принимало участие и государство. Ведь именно из небольших предприятий вырастают производственные гиганты, составляющие затем гордость региона. Поэтому как будет складываться судьба местных предприятий, зависит от активного участия и содействия областных властей.
На правах рекламы
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!