Олег Каньков: «черные лесорубы» должны получать реальное уголовное наказание
За первое полугодие 2009 года в Иркутской области было вырублено более 130 тыс. кубометров леса. Ущерб, по оценкам региональных властей, превышает полмиллиарда рублей. Несмотря на давно объявленную войну «черным лесорубам», объемы незаконной заготовки в регионе по-прежнему растут. Для изменения ситуации в лесной сфере необходимы более действенные меры, считает депутат Законодательного Собрания области, руководитель Иркутского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления, член президиума политического совета Иркутского регионального отделения «Единой России» ОЛЕГ КАНЬКОВ.
По трассам Приангарья ворованный лес везут ежедневно. Предприятие под названием «воруй лес» по-прежнему работает, с сожалением говорит Олег Каньков. И борьба с ним пока не дает желаемых результатов. А некоторые нововведения в лесной сфере, по мнению депутата, только усугубляют ситуацию.
– С повышением экспортных пошлин на лес в области не остается настоящих лесозаготовителей. Причины повышения пошлин понятны: сократить вывоз круглого леса, развивать лесопиление и глубокую переработку. Многие компании действительно стали активнее заниматься лесопереработкой, но при этом реально пострадала легальная заготовка леса. Не заплатил пошлину – не можешь заготавливать, а на лесоперерабатывающие предприятия не у каждого найдется необходимое количество средств.
Вот и получается: на тех, кто не платит пошлин и налогов, повышение этих пошлин никак не отражается. «Черные лесорубы» по-прежнему практически свободно заходят в любой лес, загружают КамАЗы и увозят кубометры ценной древесины. Для такого заготовителя привлекательны и сосновый бор возле глухой деревни, и лес в береговой зоне.
– Ущерб от такого воровства оценивается не только объемами вывезенной ценной древесины, но и другими негативными последствиями, – подчеркивает Олег Каньков. – Ведь нелегальные лесопользователи не обязаны беречь лесовозные дороги, заниматься лесовосстановлением, профилактикой пожаров, убирать после вырубки деляны. В итоге территории достаются разбитые дороги, заваленный спиленными ветками лес. А это значит, что следующей весной по области опять будут полыхать лесные пожары.
Безусловно, проблему такого масштаба нужно решать, в том числе, и законодательными мерами, считает депутат. В настоящее время агентство лесного хозяйства Иркутской области готовит к рассмотрению законопроект, направленный на предотвращение незаконных лесных вырубок.
– Нужно использовать все возможности, которые дает субъектам федеральное законодательство. Конечно, новый Лесной кодекс далеко не совершенен и требует корректировки, но и в рамках региональных полномочий можно издать закон, который будет работать. Мы готовы рассматривать все предложенные методы борьбы с проблемой «воруй лес», – говорит Олег Каньков.
В то же время, по его мнению, одних законодательных инициатив недостаточно. В решении этого вопроса необходима жесткая позиция исполнительной власти. При правительстве должен работать единый координационный орган, который смог бы объединить возможности и силы всех заинтересованных структур.
– Ведь лесхозы знают, где на их территориях идет незаконная заготовка древесины, милиция в курсе, по каким дорогам везут ворованный лес. Нужно задействовать представителей всех этих ведомств, привлечь железную дорогу, таможенные органы. Пока их деятельность разрозненна. Объединение усилий, я уверен, даст результат.
Еще одна проблема, требующая решения, – коррупция на местах. Есть яркие примеры, говорит Олег Каньков, свидетельствующие о том, что этот вопрос продолжает быть актуальным. Так, в некоторых районах долгое время не проходили аукционы по выделению лесных участков, но лесопильные предприятия по-прежнему работали. Зато на строительство небольших социальных объектов выделялись десятки тысяч «кубов» древесины. Очевидно, что местная власть не всегда заинтересована в легализации лесного бизнеса.
– У них тоже есть свои аргументы, – замечает Олег Каньков, – местному управлению и так сложно выживать, а на полномочия для борьбы с лесными грабителями бюджета и вовсе нет. Поэтому и закрывают глаза на бардак в лесу. Даже несмотря на то что именно местные власти должны способствовать наведению порядка в лесной отрасли, легализации незаконных заготовительных предприятий, ведь это реальное пополнение бюджетов территорий и обеспечение населения работой.
– Я согласен, что нелегальная вырубка леса – это еще и большая социальная проблема. Во многих деревнях и поселках работы нет, и многие просто пошли в лес с пилой. Но это, я считаю, не оправдание. И в городах есть безработица, давайте тогда везде и все воровать. Нужно посмотреть на эту проблему по-другому. Те люди, которые незаконно занимаются лесозаготовками, конечно, очень предприимчивые. Им нужно найти подходящий лес, добыть пилы, технику, транспорт, организовать перевозку, договориться с покупателем. Так надо направить их предпринимательские способности в нужное русло: пусть регистрируются, официально берут деляну, ставят пилораму, переходят на легальный рынок. Подобная ситуация уже была в России в 1990-х годах во многих отраслях экономики. Значительная часть населения у нас работала «вчерную», торговали из-под полы. Но постепенно все пришло в норму, бизнес понял, что выгодно быть легальным. В лесной отрасли нужно сделать то же самое. Выработать такие механизмы, которые дадут возможность легальному лесному бизнесу развиваться, следовательно, пойдет наполнение казны, частично решится вопрос по занятости местного населения.
Не стоит думать, что власти готовы повсеместно амнистировать «черных лесорубов». Более того, уверен Олег Каньков, самым действенным методом должна стать активная практика применения уголовного наказания. Пока к незаконным предпринимателям чаще применяется просто условная мера. Возвращают преступникам и их орудия преступления – транспорт и технику, ведь во многих территориях попросту нет специализированных стоянок для их размещения.
– На тысячу зарегистрированных преступлений заведено всего несколько уголовных дел. Люди привыкли относиться к лесу как к бесхозному. Именно воровство леса слишком просто сходит с рук. Но все же есть примеры наказания таких предпринимателей: не так давно в Куйтунском районе два человека были осуждены за незаконную рубку леса, они получили реальное наказание в виде лишения свободы. Такие прецеденты должны входить в норму. Тогда все будут понимать, что наказание последует всегда.