14.09.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
14.09.2009 12:00

Пилить по правилам

В России наблюдается дефицит сертифицированной лесопродукции

С развитием экспортных отношений все большее значение приобретают экологическая и социальная ответственность производителей, грамотное и эффективное бизнес-планирование. Для компаний лесной отрасли подтверждением соответствия этим стандартам является участие в международной добровольной лесной сертификации. В последние годы растет интерес российских лесопромышленников к добровольной сертификации по стандартам FSC. Тем не менее, отмечают эксперты, на рынке сохраняется дефицит сертифицированной продукции.

FSC – сокращение от Forest Stewardship Council, что на русский язык переводится как «Лесной попечительский совет». На сегодня это одна из самых распространенных в мире систем добровольной лесной сертификации. Конечной целью FSC-сертификации является развитие устойчивого, экологически и социально безопасного лесного хозяйства. В этот процесс уже включилось около 80 стран.

Сегодня Россия находится на втором месте в мире после Канады по площади сертифицированных лесов, хотя сертификация у нас началась сравнительно недавно, не более десяти лет назад. В нашей стране FSC-аудит проведен на площади более 21 млн. га. Из них 5 млн. га, то есть почти четверть лесов, расположены в Иркутской области. Приангарье на втором месте среди российских регионов по объемам сертификации лесоуправления.

– Сертификация в первую очередь нужна тем, кто планирует выходить на зарубежные рынки: США, Евросоюза, Японии, – отмечает директор ООО «Лесная сертификация» Павел Трушевский. – Ведь с каждым годом требования международной торговли становятся все жестче. Развитые страны готовы отказаться от поставщиков, которые не могут подтвердить легальность и экологичность своей продукции. К примеру, в Америке введена уголовная ответственность за импорт несертифицированных лесоматериалов, в Великобритании также запрещен ввоз сырья из «неправильно управляемых лесов».

Правда, есть мнение, что компаниям, ориентированным на поставки круглого леса в Китай (несмотря на повышение экспортных пошлин на «кругляк», таких предприятий в Восточной Сибири по-прежнему много), сертификация не нужна, якобы товар и так найдет своего покупателя. Однако, как отмечает Павел Трушевский, китайские переработчики российского леса поставляют готовую продукцию в те же Соединенные Штаты, а потому заинтересованы в покупке именно сертифицированного сырья.

Подтверждение соответствия стандарту поможет и в реализации инвестиционных проектов. К примеру, положительная экологическая оценка проекта является обязательным требованием многих банков при открытии кредитной линии для его реализации. Независимая сертификация укрепляет имидж компании на рынке, поскольку гарантирует потребителю, что древесина заготовлена в правильно управляемых лесах.

Несмотря на быстрые темпы сертификации, к ней обращается далеко не каждая компания. В первую очередь потому, что предприятию приходится вкладывать существенные средства в улучшение лесопользования, повышение безопасности труда, отвечать другим жестким условиям. Как рассказал Павел Трушевский, при проведении аудита оценивается, прежде всего, разработанная и внедренная система управления лесным фондом. Компания должна иметь перспективный план развития на ближайшие пять-десять лет, в том числе по привлекаемым ресурсам, обновлению парка техники, обучению сотрудников.

– Наличие сертификата накладывает на предприятие значительную ответственность. Оно обязано строить дороги, утилизировать оставшиеся на лесосеке горюче-смазочные материалы, – поясняет эксперт. – Обязательным условием является выделение лесов высокой природоохранной ценности, где может накладываться мораторий на рубки. Более того, в перспективе предприятие должно перейти к выборочным рубкам. Значительное внимание уделяется и социальным обязательствам: охране труда, соблюдению прав коренных малочисленных народов, учету интересов местного населения. Очевидно, что компания-однодневка не сможет получить такой сертификат.

Кроме того, процедура добровольной сертификации предполагает и постоянный контроль. Сам сертификат выдается на пять лет, плюс каждый год необходимо проходить подтверждающий аудит. Стоимость полного аудита лесопользователя с расчетной лесосекой не менее 50 тысяч га будет стоит, в среднем, от 300 тысяч рублей.

Несмотря на значительные площади сертификации, всего в области около десяти лесопользователей подтвердили свое соответствие марке FSC. В основном это крупные компании, в их числе «Илим», «ЛДК Игирма», «Ката». Кстати, сертифицироваться могут только арендаторы (но не собственники) лесного фонда, так как это является подтверждением их долгосрочных планов. В принципе, это соответствует и современному лесному законодательству, где установлен только один вид пользования – на основании договора аренды.

Однако сертификация – это не привилегия крупных компаний. Она доступна и мелким предприятиям, которые могут пройти групповую сертификацию. Для этого им надо объединиться, аудитор проверит сразу несколько предприятий, но они получат один сертификат. Это, кстати, уменьшит и их финансовые затраты на аудит.

Сертифицировать свою деятельность могут не только лесозаготовители, но и переработчики и перепродавцы древесины. В так называемой сертификации цепочки поставок на первый план выходит прозрачность и легальность всех этапов движения продукции к конечному потребителю. Говоря формализованным языком, все юридические лица, в чью собственность переходит сертифицированный древесный материал, должны также соответствовать требованиям FSC. Покупая, к примеру, коробку карандашей или упаковку офисной бумаги с логотипом FSC, потребитель понимает, что на всех этапах переработки и производства этого товара использовалось качественное сырье и технологии.

– В Иркутской области в ближайшее время будет реализован еще один проект подобной цепочки, где весь процесс от заготовки сырья до выпуска конечной продукции будет сертифицирован. Иркутская компания «Госстрой» планирует получить FSC-сертификат цепочки поставок. Предприятие организовало в Иркутском районе производство малоэтажных домов. То есть компания будет закупать сертифицированный лес и, соответственно, производить сертифицированные дома.

Безусловно, подтверждение качества работы авторитетным сертификатом является важным конкурентным преимуществом для любого предприятия. Однако, предупреждают специалисты, не стоит полагать, что получение сертификата дает компании автоматическую возможность повысить цены на свою продукцию. Неразумно продавать в Сибири сибирский же лес по более высокой стоимости, хоть и с сертификатом. Бонус может быть больше только с увеличением глубины переработки леса.

– Главное, что дает сертификат FSC, это пропуск на экологически чувствительные рынки и гарантию стабильного сбыта, ведь сегодня на рынке большой дефицит сертифицированной продукции. Думаю, в условиях кризиса это самое важное преимущество, – считает Павел Трушевский. – К примеру, одна из ангарских лесных компаний, получивших сертификат цепочки поставок, зарегистрировалась в международной базе данных FSC. Уже через неделю она получила выгодный зарубежный заказ.