14.09.2009 12:00
Теги
14.09.2009 12:00

Следствие ведут дендрохронологи

Иркутские ученые готовы выступать экспертами в расследовании незаконных рубок

 Специально для этого совместно с Восточно-Сибирским институтом МВД России они разработали методику проведения дендрохронологической экспертизы. Отныне сотрудникам правоохранительных органов будет проще искать доказательства вины черных лесорубов. Подробнее об этом проекте газете «Областная» рассказал заместитель директора Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР) СО РАН ВИКТОР ВОРОНИН.

Дендрохронология – это наука о методах датировки событий и природных явлений путем анализа годичных колец древесины. Доктор биологических наук Виктор Воронин занимается ей вот уже более 30 лет. В спиле дерева, говорит он, зашифровано много важной и полезной информации для человека.

– В последние годы мы занимаемся изучением реакции лесных экосистем на происходящие климатические изменения. События, которые приято называть «глобальным потеплением», приводят к расширению лесной территории – лес постепенно надвигается на степь и уходит высоко в горы. А чем больше у нас леса, тем устойчивее климат. По возрасту деревьев мы можем изучать динамику продвижения леса за последние десятилетия, – говорит ученый.

Кроме того, дендрохронологи ведут летопись лесных пожаров. В СИФИБРе, к примеру, составлена хронология возгораний, которые происходили на юге Иркутской области последние 500 лет. Эта информация особенно важна для специалистов МЧС, поскольку позволяет прогнозировать вероятность возникновения особо критичных пожароопасных сезонов.

А в помощь сотрудникам правоохранительных органов ученые разработали методику проведения дендрохронологической экспертизы при расследовании незаконных рубок лесных насаждений.

– Экспертиза позволяет по спилам деревьев устанавливать сроки рубки деревьев и факт их произрастания на том или ином участке леса, определять принадлежность отдельных частей (ветвей, корней, стволов) тому или иному дереву, – рассказывает Виктор Воронин. – Ведь чаще всего черных лесорубов невозможно поймать с поличным, а значит, и привлечь к ответственности. Стоит только загрузить срубленный лес на машину и отвезти в сторону от деляны, где он был срублен, и уже практически невозможно традиционными следственными действиями доказать, что он вывозится именно с той деляны.

Кстати, в России специальные лаборатории дендрохронологии есть только в трех городах – Иркутске, Красноярске и Екатеринбурге. В СИФИБРе дендрохронологические экспертизы по представлению правоохранительных органов выполняются уже более десяти лет, но наиболее активная работа началась с прошлого года. Виктор Воронин вспоминает одну из последних экспертиз:

– В Аларском районе был зафиксирован факт незаконной вырубки леса. Следователю потребовалась информация о том, какими были деревья на момент рубки, – живыми (сырорастущими) или сухостоем. На экспертизу мне были предоставлены керны древесины, высверленные специальным буром из стволов растущих деревьев, срезы пней и стволов деревьев, изъятых в лесном массиве, где производилась нелегальная рубка. Зачистив на шлифовальной машине поверхности спилов срубленных деревьев и пней от них, я измерил годичные кольца и построил графики прироста. Затем индивидуальные графики прироста были объединены в обобщенный график. Такая же процедура была проделана с кернами, отобранными с живых растущих деревьев. Затем эти графики ширины годичных колец с помощью специальных компьютерных программ были сопоставлены между собой. Вывод оказался неблагоприятным для порубщиков – деревья все-таки были живыми, что подтвердило факт незаконной лесной рубки.