16.09.2009 12:00
Рубрики
Власть
Теги
16.09.2009 12:00

Сто дней во главе Приангарья

Губернатор Дмитрий Мезенцев преодолел первый рубеж

Дмитрий Мезенцев отметил своеобразный политический юбилей – сто дней на посту губернатора.  Этот отрезок в управленческой деятельности считается показательным. Новый руководитель региона собрал команду, определил первоочередные проблемы, расставил приоритеты в социально-экономическом развитии. По мнению иркутских политологов, Дмитрий Мезенцев уже сформировал серьезный задел на будущее, главное теперь – успешно реализовать поставленные масштабные задачи.           

 

С федерального уровня – в региональные проблемы

8 июня в иркутском драмтеатре, как образно выразился депутат Госдумы Сергей Колесников, начался новый акт сибирской пьесы «Жизнь Дмитрия Федоровича»: официально вступил в должность пятый губернатор в новейшей истории Приангарья – Дмитрий Мезенцев. Семь с лишним лет он представлял интересы области в Совете Федерации РФ. Отсюда – знание региональной специфики и партнерские отношения с местной элитой. Эти факторы, думается, и повлияли на исход голосования депутатов Законодательного Собрания по предложенной президентом кандидатуре – единогласное «за».

Между тем решение главы государства доверить регион сенатору Дмитрию Мезенцеву, по признанию наблюдателей, было абсолютно неожиданным.

– Когда ЗС был предложен действующий ныне губернатор, мне показалось, все вздохнули с облегчением. Это, безусловно, сильное кадровое решение Кремля. И если поначалу доминировала такая точка зрения: «пусть будет кто угодно, только не…», то сейчас все начинают «чувствовать разницу» между Дмитрием Мезенцевым и его предшественниками, – считает директор издания «Кто есть кто в Иркутске» Михаил Зимин.

При этом длительное пребывание в федеральном статусе не помешало Дмитрию Мезенцеву быстро переориентироваться на региональные проблемы. По мнению директора Центра стратегических исследований Владимира Зверькова, на это есть две причины:

– Во-первых, пост губернатора для федерального чиновника высокого уровня – это возможность самостоятельной работы, подготовительный этап для дальнейшего роста. А во-вторых, Дмитрий Федорович рассматривает работу в регионе не как временную командировку, а намерен реализовать здесь связанные именно со своей деятельностью крупные стратегические проекты.

Эффективный управленческий сплав

Многое об управленческом стиле губернатора могут сказать его кадровые решения. На формирование своей команды Дмитрий Мезенцев отвел довольно длительный срок – чуть больше двух месяцев (окончательный состав регионального правительства был утвержден 10 августа). Впрочем, он сразу заявил: в кадровых вопросах спешки не будет.

Анализируя персональный состав областного кабинета министров, нельзя не отметить высокий процент местных специалистов, большинство которых имеет опыт управления на региональном уровне. Как отмечает Владимир Зверьков, это позволило новой команде начать работу, минуя период притирок и ознакомления с ситуацией. По мнению Михаила Зимина, дополнительные места в правительстве для представителей регионального истеблишмента могли быть своего рода политической компенсацией – за то, что Дмитрий Мезенцев, вопреки прогнозам, не пошел на «деконцентрацию» полномочий, сохранив совмещение обязанностей губернатора и председателя правительства.

Особенностью нынешнего правительства можно назвать возвращение чиновников предыдущих администраций (особенно «говоринской»). Наиболее яркие примеры – Александр Битаров, Юрий Параничев, Петр Воронин, Вера Кутищева. Последних двоих, по словам политолога Юрия Пронина, очень просили вернуть их подчиненные – за профессионализм и налаженные контакты.

– Мы знаем потенциал вернувшихся управленцев, но мы знаем и пределы их возможностей, – полагает эксперт. – Возможно, Дмитрию Мезенцеву удастся придать им новые силы. Думаю, что сплав из нового губернатора и почти прежней, опытной команды будет достаточно эффективен и приведет к повышению качества регионального менеджмента.

Приоритеты расставляет кризис

Основные заботы губернатора сегодня связаны с преодолением кризисных явлений. Текущая работа отнимает много времени и сил. В этой связи вопросы формирования долгосрочной стратегии развития области, по мнению экспертов, отходят на второй план, хотя движение в этом направлении не останавливается.

– Как, когда мы выйдем из кризиса, какая будет посткризисная экономика – вот основные акценты Дмитрия Мезенцева, – полагает Михаил Зимин. – Можно говорить о регионе как о крупном транспортном узле или реанимировать идею агломерации, но социально-экономическую реальность в ближайшем будущем определяет кризис.

Приоритетными для главы региона являются проблемы, связанные с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом (подтверждение тому – многочисленные консультации на федеральном уровне, выстраивание диалога с собственником) и Богучанской ГЭС. Впрочем, быстро такие серьезные проблемы не решить. Из оперативных задач на первом месте – подготовка к отопительному сезону. А над всеми этими вопросами нависает главный – финансовый, а именно – сложности с наполняемостью областного бюджета.

– Стратегия, конечно, важна, но не так приоритетна сейчас, как сиюминутные нужды. Когда общая экономическая ситуация улучшится, то произойдет возвращение к стратегическому планированию, с какими-то уточнениями, перестановкой акцентов, – считает Юрий Пронин.

Тактика «золотой середины»

Для решения и текущих, и долгосрочных проблем региона Дмитрий Мезенцев весьма активно привлекает первых лиц Федерации. За 100 дней губернаторства в Иркутске побывали премьер-министр Владимир Путин, его заместители, главы министерств и агентств. Много переговоров Дмитрий Мезенцев проводит во время рабочих поездок в Москву. Часто их итогом становится выделение Приангарью дополнительных средств из госказны по тому или иному направлению: борьба с безработицей, поддержка малого и среднего бизнеса, подготовка к 350-летию Иркутска.

Нужно отметить, что областному центру, облик которого определяет инвестиционную привлекательность всего региона, губернатор уделяет особое внимание. Тема градостроительной философии становится одной из самых обсуждаемых в высоких кругах.

Как отмечают политологи, с приходом Дмитрия Мезенцева изменились и подходы к переговорам областных чиновников с представителями крупного бизнеса, значительно влияющего на политическую и социально-экономическую ситуацию в регионе.

– Губернатор не стесняется ставить перед ними вопросы о решении актуальных для области задач, вовлекает их в пересмотр позиций по выплате налогов. И такая тенденция будет усиливаться, поскольку Дмитрий Мезенцев поставлен перед необходимостью определять меры по исключению технологических катастроф на территории области, где сосредоточена значительная часть гидроэнергетики страны, – считает Владимир Зверьков.

В целом, посредством переговоров с руководителями российского масштаба, Дмитрий Мезенцев расширяет базу поддержки региона, привлекает новых союзников. Юрий Пронин особенно отмечает налаженный личный диалог губернатора с двумя первыми лицами страны – Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

Не меньший потенциал губернатор, будучи председателем Делового совета ШОС, демонстрирует и на международном уровне. Так, установлены личные взаимоотношения с руководителями Монголии (во время визита в эту страну Президента и премьер-министра РФ Дмитрий Мезенцев был позиционирован как ответственный за развитие российско-монгольских связей). Кстати, на одной из сессий ЗС губернатор заявил о возможности восстановления представительства Иркутской области в этой стране.  

Налаживать контакты на всех уровнях власти Дмитрию Мезенцеву, по мнению политологов, помогает черта характера – умеренность. Она лежит в основе его тактики «золотой середины»: без жестких перегибов, но и без панибратства.  

Однако первые 100 дней – это период формирования курса, задел на будущее. Настоящим же испытанием для губернатора и его команды, полагают эксперты, станет следующий год.