С кризисом на ты
Группа «Илим» продлила инвестпрограмму на два года
Инвестиционная программа ОАО «Группа «Илим», заявленная на ближайшую пятилетку, продлена из-за кризиса на два года. Однако, как заверил директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления компании Дмитрий Чуйко, финансирование проектов будет выполнено в полном объеме. Для Сибирского региона это 18,7 млрд. рублей, из которых 18,3 млрд. пойдут в Иркутскую область.
– Мы подтверждаем объемы нашей инвестиционной программы и ее направленность, несмотря на кризис, – подчеркнул на встрече с журналистами Дмитрий Чуйко. – Запланированные средства пойдут на модернизацию производства, расширение ассортимента продукции, а также на мероприятия по охране окружающей среды. Но в связи с финансовой нестабильностью меняются сроки программы. Раньше мы заявляли о пяти годах, теперь о семи, продлив инвестпроект до 2014 года. Конечно, растягивать инвестиции во времени неэффективно, да другого выхода сегодня нет. Однако при подъеме рынка и увеличении прибыли мы будем пересматривать сроки инвестиций. Одно могу точно сказать: сделаем все возможное, чтобы вложения были эффективными.
С 2007 года Группа «Илим» инвестировала уже более 4 млрд. рублей в модернизацию производства в Иркутской области. Это ниже, чем компания планировала, но все же сумма достаточно солидная. В Приангарье основные вложения пошли в лесозаготовку – фундамент деятельности Группы «Илим». Была закуплена новейшая техника, улучшена работа сервисной службы. Но, как заметил Дмитрий Чуйко, пока есть отставание в эффективности инвестпроекта по закупке лесовозной техники:
– Здесь мы допустили ошибку, излишне понадеявшись на сервисное обслуживание поставщиков лесовозных машин. Как выяснилось, в таком масштабе и в таких условиях они пока не готовы с нами работать.
Эксперт добавил, что в лесной отрасли с прошлого года наблюдается спад, который явственно виден на фоне предшествующего инвестиционного подъема. По его словам, предприятия с высоким уровнем организации работы, тщательно анализирующие рынок и ведущие осторожную кредитную политику, пострадали в меньшей степени. Недальновидные компании-авантюристы оказались в затруднении. Хотя не все так просто – есть и другие факторы, повлиявшие на лесной бизнес. Например, Группа «Илим» на сегодняшний день находится в более выгодном положении из-за того, что работает как на европейском, так и на азиатском рынках. Это позволило компании балансировать, поскольку более глубокий спад в Европе компенсировался меньшими снижениями цен и объемов в Азии.
– Сегодня на европейском рынке спрос на продукцию целлюлозно-бумажного производства продолжает падать – складские запасы не выбраны, дополнительных заказов нет, а цены снижаются, – говорит Дмитрий Чуйко. – На китайском рынке, наоборот, в последние месяцы наблюдается небольшой подъем, что радует. Но все равно не исключены изменения в самом содержании инвестиционной программы, поскольку под влиянием кризиса без корректировок не обошлось. Рынок стал другой, в частности некоторые виды продукции теперь менее востребованы.
15 сентября на конференции «Инвестиционная активность как инструмент выхода из кризиса» в рамках выставки «Сиблесопользование» Дмитрий Чуйко обратил внимание на антикризисные меры со стороны государства. По его мнению, придание инвестпроектам статуса «приоритетный» значительно оживило инвестиционный курс страны. На уровне Правительства РФ утверждено более 70 таких программ. В сфере лесной отрасли Иркутская область защитила на федеральном уровне три проекта, один из которых – по модернизации производства Группы «Илим».
Но, как считает эксперт, есть еще препятствия в реализации инвестиционной политики государства. Прежде всего, нестабильность правовой базы в лесном секторе, нередкое нарушение сроков возврата НДС. И в целом, по словам Дмитрия Чуйко, выбор инвестпроектов не всегда верен, так как решение принимается сначала на местном уровне, а потом только на федеральном. В итоге может оказаться так, что из-за территориальной ограниченности взгляда будет выбран не тот проект. Например, в европейской части страны инвесторы были вынуждены свернуть отдельные приоритетные программы из-за необеспеченности сырьевой базой.
Дмитрий Чуйко на конференции также озвучил предложения от лица компании по регулированию лесопользования. Так, вместо заградительных пошлин предложено усилить роль добровольной лесной сертификации. Механизм не нов и успешно работает в ряде стран. Группа «Илим» утверждает, что этот метод гарантирует законность, прозрачность и даже экологическую направленность.
– Заградительные пошлины, по идее государства, должны решить проблему экспорта круглого леса и переориентировать лесную отрасль на переработку древесины, – продолжил Дмитрий Чуйко. – Первый этап этого замысла осуществлен, второй задерживается в связи с кризисом. Эту передышку необходимо направить на анализ, что мы и сделали. Группа «Илим» предлагает использовать другой метод – добровольную сертификацию. Нужно ввести трехступенчатую систему регулирования этого процесса. Сначала объявить, что через, например, год круглый лес без сертификации не сможет пересечь границу. Еще через год запретить ввоз в страну лесной продукции из несертифицированного сырья. Через пару лет ввести запрет на вывоз лесопромышленной продукции, изготовленной в России из сырья без сертификации. Сроки взяты ориентировочно – их нужно просчитывать. Но нам кажется, что такой порядок регулирования даст больший эффект, чем простое повышение таможенных пошлин на круглый лес. Тем более что значительная часть сортиментов необработанной древесины из-за кризиса сегодня в стране не востребована. Перекрывать границы для нее – удар по нашим лесникам.
Кроме того, представитель компании предложил внести изменения в законодательство, касающиеся охраны окружающей среды, и тем самым стимулировать предприятия лесной промышленности к применению новых технологий. Механизм форсирования экологичности производств в изложении Дмитрия Чуйко несложен. Он предложил властям определить наилучший уровень существующих технологий по каждому виду лесопромышленной продукции и на этом уровне установить рубеж, необходимый для модернизации. К примеру, восемь лет. За каждый год отставания от установленного уровня обновления – штраф. В итоге лесопромышленные компании будут вынуждены разрабатывать программы по выводу предприятий на высокий технологический уровень с максимальным экологическим эффектом.
– Мы внесли эти предложения в Рослесхоз два месяца назад, на совещании, где собралось около 40 специалистов лесного сектора и представителей крупных компаний. Они отреагировали вполне позитивно. Но практического результата, к сожалению, пока нет. Будем дальше выходить с инициативами, ждать, когда наши предложения либо одобрят и возьмут на вооружение, либо убедят нас в их несостоятельности.
На правах рекламы