18.09.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
18.09.2009 12:00

Особые экономические возможности

Даст Приангарью новый закон о Байкале

Какова судьба БЦБК и как будут развиваться город Байкальск и Слюдянский район после остановки комбината? В последнее время эти вопросы регулярно поднимаются на всех уровнях власти. Но конкретных ответов по-прежнему нет. И хотя предпринимаются попытки привлечь инвесторов, их «обнуляет» федеральное законодательство – в прибрежной зоне Байкала запрещена почти вся хозяйственная деятельность. Уточнить, какие виды производств все же могут размещаться возле озера, должен новый закон. В среду губернатор Дмитрий Мезенцев предложил  Законодательному Собранию выйти с такой инициативой на федеральный уровень.

Судьба БЦБК может решиться в конце сентября

Разговор о ситуации вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината стал главной темой правительственного часа на 14-й сессии Законодательного Собрания. О вопросах, рассмотренных на последнем заседании совета директоров БЦБК, парламентариям рассказал его непосредственный участник – министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Владимир Пашков. По его словам, на сегодняшний день собственник до сих пор не принял решения о судьбе комбината, то есть не представил на рассмотрение совета никаких материалов, которые бы подтверждали или опровергали намерение запустить БЦБК. При этом точно известно, что расположенная в Байкальске ТЭЦ сможет обеспечить теплоэнергией только город, но никак не производство. Кроме того, по информации Владимира Пашкова, не проведен технический аудит оборудования:

– Даже если будет принято решение о запуске комбината, то оно в нынешнем понимании ситуации не может быть осуществлено, – подчеркнул министр.

Необходимые документы, возможно, сможет подготовить новый генеральный директор БЦБК Константин Прошкин, ранее возглавлявший Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Напомним, управляющая компания «Континенталь Менеджемент» заявляла, что возлагает на него большие надежды, в том числе по возобновлению производства – в течение десяти дней он должен провести техническую и финансовую оценку требующихся для этого мероприятий. Сбудутся ли ожидания, покажет следующее собрание акционеров, которое, по словам Владимира Пашкова, пройдет ориентировочно 24–25 сентября.

По мнению Дмитрия Мезенцева, региональным властям необходимо более твердо вести переговоры с собственником:

– Мы считаем необходимым обозначить нашу позицию перед новым директором. Либо руководство комбината более четко обозначает этапы развития производства или его сворачивания, либо мы будем инициировать разговор на уровне первого вице-премьера. Мы не можем быть областью с самой известной в мире котельной и самым известным в мире ЦБК. Это не наша роль.

Особые возможности Байкальска

Между тем социальная обстановка в Байкальске, по прогнозам областного правительства, может стать еще более напряженной. В следующем году бывшие работники комбината, официально зарегистрированные в качестве безработных (по информации Владимира Пашкова, это 628 человек), уже не будут получать денежные пособия. Очевидно, что для стабилизации ситуации нужны новые рабочие места. В этой связи региональные власти предпринимают попытки привлечь в Слюдянский район инвесторов. В первую очередь – путем организации особых экономических зон.

Говоря о перспективах ОЭЗ туристско-рекреационного типа, Дмитрий Мезенцев сообщил, что итогом его последнего разговора с министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной стала договоренность о развитии турзоны в Байкальске, как самой подходящей для этого территории, и определении еще одной площадки. 

– Все согласны с тем, что Байкальск правильно выбран в качестве участка ОЭЗ. Другое дело, как сочетать перспективу временного включения комбината, с развитием территории, – подчеркнул губернатор.

Говоря о создании зоны в поселке Большое Голоустное Иркутского района, Дмитрий Мезенцев отметил, что на текущий момент предпринятые регионом усилия в этом направлении Минэкономразвития не поддерживает:

– Перспективы нет практически никакой. Более того, министерство сожалеет, что 83 миллиона рублей, предусмотренные на проектные работы, израсходованы. И возможности выделения дополнительных средств на проработку зоны в другом месте нет. Что же касается Ольхона, то я не думаю, что мы должны исключать эту площадку, хотя в ближайшие годы она вряд ли заработает.

Также активно обсуждается идея создания в Байкальске ОЭЗ технико-внедренческого типа. Проект такого закона, по словам Владимира Пашкова, уже разработан и в ближайшее время будет представлен в Законодательное Собрание. Параллельно областные власти ведут переговоры с Минэкономразвития, предлагая предоставить региону возможность максимально самостоятельно формировать ОЭЗ данного типа, в частности территориально. Возможность расширения полномочий Иркутской области в создании таких зон путем внесения поправок в Закон «Об особых экономических зонах в РФ» уже обсуждалась на нескольких совещаниях федерального уровня.

Помимо этого, есть идеи по созданию в Байкальске ряда экологически безопасных производств. Среди них несколько проектов по розливу воды, в результате реализации которых к концу года предполагается создать 150–200 рабочих мест. На базе самого БЦБК можно организовать производство энергосберегающих ламп диодного типа (в России еще не изготавливаются), до 18 млн. штук ежегодно. По словам Владимира Пашкова, этот вариант обсуждается с китайским инвестором.

– Говорить о том, будет или нет такое производство, мы сможем в ближайший месяц, – сказал министр.

В течение этого же периода в Байкальск планирует зайти Группа «Илим Палп Энертерпрайз». В ее планах – строительство турбазы коттеджного типа. Дополнительные рабочие места – порядка 100–150 – предоставит и горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Правда, в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС несколько компаний, в том числе ОАО «РусГидро», заявили о приостановке проектов размещения баз отдыха.

– Мы должны продумать размещение трех-пяти высокотехнологических производств, предельно экологически безвредных, в Байкальске. Те предложения, которые есть сегодня, позволяют говорить, что это реально, – резюмировал Дмитрий Мезенцев.

Региональная корректировка федеральных запретов

Реализацию инвестиционных проектов, равно как и создание особых экономических зон возле Байкала, серьезно ограничивает федеральный законодатель. Постановлением Правительства РФ N 643 в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в его центральной экологической зоне.

– Турзона, которая создается в Бурятии и на нашем берегу, согласно постановлению, права на жизнь не имеет. Формально это нарушение. И прокуратура, которая внимательно следит за действиями региональных властей, может опротестовать все усилия в считанные дни, – отметил Дмитрий Мезенцев.

В этой связи губернатор обратился к парламентариям с предложением приступить к подготовке проекта федерального закона, который бы, сохраняя жесткие требования национального законодательства, четко определил, какие виды деятельности разрешены у Байкала. 

– Если такой законопроект будет принят Федеральным Собранием РФ и поддержан главой государства, а оснований для этого достаточно, то мы будем оценивать себя как привлекательную, конкурентоспособную территорию, – уверен Дмитрий Мезенцев.