Мамы и папы, объединяйтесь!
В Иркутской области учредили родительское собрание
В середине сентября в Приангарье состоялось областное родительское собрание. Впервые в одном зале собрались представители власти, учителя и родители школьников со всего региона. В ходе встречи было решено создать орган государственно-общественного управления образованием – собрание родителей Иркутской области.
В холле детского оздоровительного лагеря «Галактика» субботним сентябрьским утром было многолюдно. Но наводнили лагерь не дети, а взрослые – учителя, чиновники, родители. Причем все собравшиеся изрядно волновались. Еще бы, ведь областного родительского собрания в истории иркутского образования еще никогда не было.
– Для меня стало сюрпризом приглашение поучаствовать в этом мероприятии, – признался член родительского комитета школы поселка Большая Речка Иркутского района Анатолий Власов. – Я бы хотел поднять вопрос о внешкольной занятости ребят. Сам я руковожу школьным телевидением, поэтому именно эта тема мне близка.
– А я думаю, необходимо обсудить возможность организации родительского всеобуча по юридическим вопросам, – отметила председатель муниципального родительского совета Нижнеудинского района Тамара Долбилина. – Сегодня уровень правовых знаний у родителей в общей массе – нулевой. Мы, конечно, стараемся обучаться, но законодательство постоянно меняется, и нужно иметь оперативную информацию.
Как выяснилось позже, все участники родительского собрания приехали в «Галактику» со своими предложениями и проблемами, которые и обсудили с коллегами. А в будущем решили организовать свое общение в рамках специального органа – собрания родителей Иркутской области, который тут же и создали.
– Необходимо вернуться к недалекому прошлому, когда школа, родители и чиновники были звеньями одной цепи, что давало свои положительные результаты, – подчеркнул на встрече заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев. – Нам сейчас необходимо понять, в каком состоянии находится школа, каково ее взаимодействие с семьей. Нужно возродить утерянную практику активного сотрудничества родителей и учителей.
Предваряя диалог учителей и родителей, министр образования Иркутской области Виктор Басюк заявил, что эффективная школа сегодня невозможна без системы управления качеством обучения, базирующейся на независимом контроле и оценке. Со стороны государства эти функции осуществляет, в частности, Единый государственный экзамен. А со стороны родителей – родительские комитеты.
– Образование на любом уровне прежде всего выполняет социальный заказ, и школа должна слышать голос общественности, знать ее мнение, учитывать при принятии решений, – подчеркнул Виктор Басюк.
Он напомнил, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса, а посему обязаны включаться в управление. В последнее время одной из действенных форм такого государственно-общественного управления стали школьные управляющие советы.
– Уже сейчас в них на добровольной основе работают почти 900 жителей региона, которые и представляют гражданское общество, – сказал министр. – Совместно с муниципальными органами образования они разрабатывают новые подходы и формы работы с семьей. Также в школах действуют советы отцов, собрания пап, школы молодых родителей.
Эффективность работы подобных комитетов подтверждают не только родители, но чиновники. К примеру, начальник управления образования города Черемхово Любовь Мороз рассказала:
– За три месяца мы смогли изжить жалобы на питание детей в дошкольных учреждениях. Для этого нужно было просто отдать контроль над этим процессом в руки родителям. Папы и мамы высказали свои пожелания по поводу питания ребятишек в детских садах, технологи откорректировали их в соответствии с санитарными нормами, и было разработано новое меню.
Участники собрания сформулировали основные проблемы, которыми сегодня «болеют» школы и детские сады. В этот список вошли: потеря престижа учительства, отсутствие организованного досуга школьников, слабая активность родителей, недостатки нормативно-правовой базы.
Однако у собравшихся в «Галактике» возник еще ряд вопросов по функционированию школ и детских садов. Так многие родители были недовольны тем, что с ними не согласовывается количество часов, отведенных на тот или иной школьный предмет. Учителя в свою очередь озвучили проблему трудового воспитания, мол, учеников привлекают к работам на пришкольных участках или в мастерских, а они и их родители воспринимают это как эксплуатацию.
< На собрании постановили создать Банк готовых решений и разместить его в Интернете для обмена опытом. Уже есть первые претенденты на включение в эту базу – школы, успешно практикующие социальное партнерство с предприятиями и органами местного самоуправления.
Также в качестве новаций прозвучали идеи по поводу того, как вернуть престиж профессии педагога и поднять статус учителей. Выяснилось, что в этом заинтересованы и родители учеников. Оказывается, во многих городах и районах введены муниципальные знаки отличия для преподавателей. Например, в Нижнеудинском районе уже не первый год вручается знак родительской признательности:
– В этом году все восемь претендентов на знак были настолько хороши, что мы решили отметить каждого. Также у нас соревнуются и школьные столовые, и сами родительские комитеты, – поделилась опытом Тамара Долбилина.
Закрывая заседание, Виктор Басюк сказал, что собрание родителей решено проводить раз в два месяца, следующая встреча состоится в октябре:
– Собрание будет уполномочено проводить общественную экспертизу предложений органов государственного и муниципального управления по совершенствованию сферы образования. Оно вправе рекомендовать чиновникам инновационные методы развития образования, вырабатывать предложения по защите прав и законных интересов учащихся, контролировать реализацию прав граждан на образование. При этом все решения собрания будут обязательны для рассмотрения министерством образования Иркутской области.