Православная стройка
В Слюдянском районе возводят храмы, семейные приюты и дома милосердия
Два года назад в “Областной” была статья о масштабном проекте, который собирался воплотить житель Слюдянского района Валерий Куренков. Инвалид, переживший в молодости страшную травму позвоночника, решил организовать в нескольких селах строительство православных храмов. Причем при каждом из них он предложил открыть семейные приюты для сирот и дома милосердия для стариков. Даже в то время, когда еще не грянул экономический кризис, многие сомневались, что проект будет реализован. Но сам староста прихода и люди, которых он зажег своей идеей, верили, что с помощью Божьей и человеческой церкви будут воздвигнуты. Как говорится, по вере да воздастся. Сначала были заложены фундаменты, а в августе началось строительство храмов. Из Култука, Тибельти и Быстрой – наш репортаж.
На култукском пустыре, неподалеку от пострадавшей от землетрясения школы, растет сосновый сруб. Строители сложили 23 венца, но сейчас работа временно приостановлена – люди уехали копать картошку. За это время главный инициатор стройки Валерий Куренков планирует решить вопрос с подготовкой бруса, требующегося для окончания строительства. В Култуке это будет первый открывшийся после революции православный храм. Руины прежней деревянной церкви расположены рядом.
– Это старый храм Святителя Николая. В 1930-е годы его закрыли, там располагался узел связи, потом жили люди, а последние лет 15 он стоял заколоченным. Некоторое время назад работники ЖКХ частично разобрали здание для каких-то хозяйственных нужд, – вздыхает Валерий Куренков.
Прежний храм существовал 300 лет, и надо полагать, многие покорители Байкала ставили здесь свечи за успех своих предприятий. От тех дней сейчас мало что осталось, нет и следов росписи, но рядом в траве лежат каменные чаши. Только недавно верующие дознались, что 100 лет назад в них росли цветы и были эти чаши установлены у входа в Свято-Никольскую церковь. Скоро мраморные цветники должны занять свое место у нового храма.
– Проект храма Святителя Николая нам подарили замечательные иркутские архитекторы и просто хорошие люди Юрий и Ирина Бычковы. Здесь все разработано с учетом нашей высокой сейсмичности. Во время землетрясения фундаменты нисколько не пострадали. Мы получили высокую оценку проектов и прошли экспертизу всего за девять месяцев.
Свою идею Валерий Куренков вынашивал давно. В начале 1980-х годов он, перспективный работник ОРСа, получил тяжелую травму позвоночника на железной дороге. Дикая боль, несколько неудачных операций и инвалидность не сломали этого человека, а наоборот – дали веру. А та, в свою очередь, – силы. Что мог он отдать взамен? Ответ пришел сам собой. Нужно помогать другим людям приходить к Богу.
Так получилось, что даже после того, как в стране стало возрождаться православие, приходы открывались далеко не везде. Например, в Тибельти, родном селе Валерия Куренкова, поставить свечу и помолиться было негде.
– Мы за здоровье Валерия Павловича молим Бога. Так будет хорошо, когда храм построят поближе к дому. Я раньше с мужем ездила в Слюдянку на службы, но он умер, и только когда у сына есть возможность, он меня на машине возит по праздникам на богослужения в церковь. – Бабушка из местечка Аршанчик на окраине Тибельти наотрез отказывается, чтобы в газете написали ее имя. Боится прогневить Бога. Хотя, по словам старосты прихода, она даже корову продала, чтобы пожертвовать на строительство.
Сегодня в доме у старушки много гостей – помогают копать картошку. Православными были еще ее родители, которые в советские времена не боялись говорить о своих убеждениях. А сама она воцерковилась после знакомства с отцом Владимиром из слюдянского храма. Священник уже покинул этот мир, и его фотография стоит рядом с многочисленными иконами, перед которыми молится эта добрая женщина. Среди них есть и чудом обретенные. Например, изображение Святого Пророка Ильи подарил приходу настоятель одного иркутского храма, куда перед поездкой за бригадой строителей зашел по случаю Валерий Куренков. А старинный, почерневший, местами облупившийся лик ангела бабушке из Иркутска привез крестник – нашел его в куче мусора.
– Вот как картошку выкопаем, повезу эту иконку в город, к реставратору, там она и откроет свои тайны. А с подаренной иконой Пророка Ильи мы с Валерием Павловичем прошли крестным ходом 2 августа до места будущего храма. На праздник народ собрался. У нас ведь и молодые тоже хотят верить в Бога, пусть даже и хулиганят порой. А когда мы по вечерам беседы о православии ведем, читаем церковные книги, чай пьем, они приходят, слушают, – светло улыбается бабушка.
На месте будущего храма Пророка Ильи сейчас стоит фундамент и охранный крест. В будущем же в Тибельти появятся и приходские сенокосы. Ведь проект предполагает не только возведение церквей.
– Это будет дом-храм. Здесь будут жить монахини. Владыка Вадим благословил, чтобы они помогали в воспитании сирот, как это часто делается сейчас в монастырях России. При храмах будут также селиться воцерковленные супружеские пары, которые возьмут сироток на попечение. И для одиноких стариков место найдется в домах милосердия. Чтобы их прокормить, будут разбиты огороды, а в Тибельти – сенокос. С землей вопросы практически решены. Наша община подписала договор о социальном партнерстве с администрацией Слюдянского района, – поясняет Валерий Куренков.
Впрочем, планы православного прихода уже не только на бумаге. Сосновый сруб будущего храма в деревне Быстрая – лишнее тому подтверждение. Его спроектировал в Иркутске архитектор Борис Малых. Идея, правда, была приходского старосты, который подсмотрел ее на старинной фотографии.
Быстринский храм Сошествия Святого Духа будет двухэтажным. На первом разместится воскресная школа и кельи монахинь, на втором – церковный придел. Проконопаченные мхом сосновые стены терпко пахнут смолой, у лиственничных свай бегает бурундук. Место это очень красивое, церковь сама просится в живописный окружающий ландшафт. А главе администрации Быстринского муниципального образования с древнегреческой фамилией Матеканист будущий храм дает не только веру, но и надежду.
– Мы же, муниципальные чиновники, как буфер между народом и верхами. К нам люди приходят по любому поводу. Приходится порой междоусобицы и семейные ссоры разбирать, воспитывать. А священники к таким беседам лучше подготовлены, – считает Алексей Матеканист.
Сам он человек некрещеный. Хотя в детстве, проведенном в далеком хуторе неподалеку от знаменитых отшельников Лыковых, его окрестили пришлые монахини. Но такое таинство все-таки должен исполнять священник. Впрочем, главе администрации пока некогда разобраться с этим вопросом. Он называет себя возмутителем спокойствия в Слюдянском районе. Сам будучи чиновником, не жалеет критики для руководителей выше рангом. Да и с односельчанами порой говорит жестко.
– У нас богатая тайга: ягод, грибов, орехов много. Если сезон не «просачковать», можно неплохо заработать на их продаже. Плюс подсобные хозяйства. Но у нас далеко не все, кто картошку садит, потом ее в подполье ссыпают. Пропивают еще когда только начинает созревать. Людей испортили. Сначала коммунисты убили чувство хозяина, когда увели скот со двора. Нынешняя власть развращает разных пьяниц субсидиями и пособиями. Эти ребята такие сплоченные, что любая партия позавидует. То один получит деньги, то другой, и все из этой компании каждый день ходят пьяные. Мне один хороший человек в молодости сказал, что без веры человек страшен. Я тогда не понимал. А сейчас думаю, только в вере – спасение России, – подытоживает Александр Матеканист.
И обещает, что как только храм в его деревне будет освящен, он сам первым в нем окрестится. А там, по примеру деревенского головы, может, и другие потянутся к свету.