25.09.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
25.09.2009 12:00

Переселенцам нужны жилье и работа

Иркутская область вошла в число 12 регионов России, где реализуются пилотные проекты по переселению соотечественников. Еще летом 2007 года началась работа над проектом программы, а также анализ социально-экономического положения территорий, готовых принять переселенцев. Изначально рассматривались десять муниципальных образований области, готовых принять мигрантов, но после тщательного изучения ситуации решено было утвердить для участия в программе лишь четыре территории — Братск, Ангарский, Шелеховский и Тайшетский районы. Ангарское МО, как оказалось, намного опередило другие территории по числу принятых добровольных переселенцев. На территорию вселения — Ангарское МО приехали 83 человека (это включая членов семей). Больше всего приехало мигрантов из Казахстана — 17 человек (с членами семьи — 34), Киргизии — 5 (13), Молдовы — 7 (11). Люди приезжали из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Украины и даже Израиля. За два года в Ангарске в семьях бывших мигрантов родилось четыре ребенка, ставших полноправными сибиряками.

 

— Первые переселенцы приехали в Ангарск еще в ноябре 2007 года, — рассказывает главный специалист отдела по труду и управлению персоналом Тамара Якимова. — За период действия программы в отдел по труду и управлению персоналом из Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области нам поступило 143 анкеты ее потенциальных участников. За счет средств федерального бюджета участникам программы выплачивается единовременное пособие (подъемные) в размере 40 тысяч рублей и каждому члену семьи по 15 тысяч, компенсируются транспортные расходы — билеты и провоз личного имущества контейнером. 

Следует отметить, что с трудоустройством добровольных переселенцев проблем до последнего времени у нас никаких не возникало. И хотя из 50-ти приехавших взрослых высшее образование имели только 13, люди спокойно устраивались на стройку, воспитателями в детские сады, школы, в сферу обслуживания, водителями.

 

Если трудоустройство добровольных переселенцев до наступившего кризиса решалось все же благополучно, то жилищная проблема была и остается основной в жизни приехавших из ближнего зарубежья соотечественников. 

— Главной проблемой сегодня по-прежнему остается жилищный вопрос, — продолжает Тамара Якимова. — Наше МО жилье для переселенцев не предоставляет. Это прописано прямо в документе. Люди едут, получают подъемные. Если, к примеру, приехала семья из трех человек, получается 70 тысяч рублей. Они думают, что это очень большие деньги и на них можно решить квартирный вопрос, на деле получается все не так гладко. 

Для ипотеки нужно как минимум шесть месяцев проработать и предоставить справку о зарплате не менее 24-25 тысяч рублей. Они столько не получают. Купить отдельное жилье на имеющиеся у переселенцев деньги, конечно, невозможно. Вот и получается, что люди просто вынуждены жить в съемных квартирах, не имея никакой надежды на решение жилищной проблемы. Сейчас 27 участников программы проживают в арендуемом жилье, 6 — у родственников, 2 участника — в квартирах, предоставленных по договору социального найма на время трудовых отношений.

Ирина Большакова приехала из Казахстана с семьей своей сестры Ольги из Казахстана одной из первых — почти два года назад. 

— Мы жили в городе Кокчетав, — рассказывает она. — Наших родителей раскулачили и выслали в Казахстан еще в 30-х годах прошлого столетия. Более тридцати лет прожили в этой стране. Ничего плохого сказать не можем: люди там замечательные, добрые, работа у нас была, квартира у каждой отдельная. Просто, похоронив родителей, мы с Ольгой решили объединить нашу семью. Наша родная сестра живет в Иркутске, а брат в Омске. Узнали случайно о программе и тут же решили — едем! Видимо, мы все закончили там, в Казахстане, пришло время что-то поменять. Мы не боимся с нуля начинать. Город очень понравился, опять же мы встретились с очень хорошими людьми, появился свой круг общения, люди поддерживают — и морально, и даже материально. На столе у нас ничего не убирается, у нас постоянно гости, пьем чай, беседуем… 

— Мы приехали в Ангарск ночью с 13 на 14 января, — вступает в разговор Ольга. — Темно, холодно, минут тридцать три на улице, не понятно, где и как остановиться. Смотрим — на перроне стоит Тамара Валентиновна, нас встречает! Мы так благодарны администрации Ангарска, что нас не бросили. Приехала машина, забрала нас, в общем встретили чудесно 

Живут сестры вместе в трехкомнатной съемной квартире. У Ольги с мужем Александром три месяца назад родилась долгожданная дочь. 

— Мы так мечтали о дочери, — поясняет Александр. — У нас уже двое сыновей. Старшему Кириллу 14, младшему Даниилу 11. Оба родились в Казахстане, а вот доченька наша, Фаиночка, станет полноправной сибирячкой. У нее даже характер сибирский — плачет редко, любит, когда в комнате прохладно, идет на ручки ко всем и постоянно улыбается! 

Семья Большаковых без дела сидеть не привыкла. Ирина работает воспитателем в 36-м училище. Ольга трудится психологом. Ее муж — сторож, еще он прекрасно делает массаж и принимает всех желающих на дому. 

— Кто не хочет работать, у того работы не будет, — уверена Ирина. — Работа есть, работы — валом, фантазия нужна. Я, например, работаю воспитателем, дворником и еще ищу себе подработку. Ольга, несмотря на декретный отпуск, работает психологом. Мечтаем открыть кабинет психологической разгрузки и организовать школу раннего развития для детей. Проблема в помещении. Пробовали договориться с арендой брошенного детского сада, говорят, надо 45 миллионов. Откуда же такие деньги? Надеемся, что администрация как-то поможет решить нам этот вопрос. 

Еще, по мнению всех членов семьи, необходимо внести изменение в программу и как-то решить вопрос с предоставлением жилья. 

— Зачем звать, если жить негде? — пожимает плечами Ирина. — Нас приехало более восьмидесяти человек только в Ангарск, и все страдают от отсутствия квартир. Если бы нам государство помогло с этой проблемой, мы бы отработали, на шею не сели! Мы работы не боимся! 

— Проблема предоставления жилья переселенцам, конечно, существует, и мы по возможности пытаемся ее решать, но обеспечить всех администрация, к сожалению, не может, — прокомментировал ситуацию мэр АМО Андрей Козлов. По его словам, программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, является федеральной, а значит, и изменения в нее могут вносить только на уровне федерации. 

— В июле у нас прошло совещание по данному вопросу, в котором приняли участие и представители из Москвы. На нем мы высказали свои предложения в помощи по приобретению жилья переселенцам. С нашей стороны поступило предложение о внесении единовременного пособия в ипотеку, чтобы в дальнейшем они уже смогли пробрести свое жилье. На сегодняшний день мы ждем, какое решение примет федерация. Программа действует на территории Ангарского муниципального образования почти год, и проблемы с жильем до сих пор остаются самыми острыми. А вот проблем с пропиской для дальнейшего трудоустройства и размещением детей в детские сады и школы нет, — рассказал мэр АМО.