История на стрелке часов
Старинная поговорка «делу время, а потехе час» для сотрудников этого музея не абстракция, ведь их работа непосредственно связана со временем. Залы наполнены тиканьем, звоном, боем, кукованием и музыкой тысячи часов. Здесь можно узнать о времени все, и даже если вы знаток часов, то все равно несколько раз удивитесь. Ангарский музей часов, безусловно, изюминка города нефтехимиков. Где еще вы сможете увидеть голубиные, космические, надувные и огневые часы, а также хронометр-паровоз, часы-копилку и часы-фонтан? Убедиться в этом можно прямо сейчас, совершив мини-экскурсию, которую для читателей газеты «Областная» провела директор музея НИНА КРЫЛОВА.
Чудак-часовщик
Ангарский музей часов — единственный в России тематический музей целиком и полностью посвященный приборам, измеряющим время. Появился он благодаря электромеханику, приехавшему в молодой город нефтехимиков в 1950 годах, Павлу Курдюкову. Именно здесь он увлекся часовыми механизмами, сначала ремонтировал, а потом начал собирать. Так чудачество превратилось в дело всей жизни, а его собственная квартира — в музей. Уникальная коллекция Петра Курдюкова стала настолько знаменитой, что о нем писали не только местные, но всесоюзные СМИ, а разные люди отправляли ему новые экспонаты.
В 1968 году Ангарский горисполком принял решение организовать городской музей часов и приобрел коллекцию Павла Курдюкова. Тогда в ней было около 100 часов, а сейчас в музее более 1,3 тыс. экспонатов. Чудак-часовщик до самых последних дней жизни вместе со своей женой Ульяной проработал в музее. Об этом удивительном человеке можно узнать в первом зале экспозиции, где рядом с портретами и предметами интерьера расположились оригинальные часовые композиции, изготовленные Павлом Курдюковым.
Кстати, к 40-летнему юбилею, который музей праздновал в прошлом году, был сделан капитальный ремонт здания и построена новая экспозиция — «У каждого времени свои часы». Она расположена по тематико-хронологическому принципу и рассказывает об основных вехах часового дела.
— В этом году я побывала в Германии, в городе Вупертале, там представлена коллекция господина Абелера, который начал собирать ее в те же годы, что и Курдюков, — рассказала Нина Крылова. — Но представлена она именно как частное собрание в больших витринах за стеклом. Оригинальность нашего музея заключается в том, что у нас часы живые, они идут, их очень много и представлены они в интерьерах.
Между прочим, остается только удивляться, как Павлу Курдюкову удалось в 1950-е годы собрать такую роскошную коллекцию, не покидая территорию Сибири.
Время сквозь огонь и воду
Открытия ждут посетителей уже в первом зале простейших часов. Наверняка многие представляют себе, как выглядят песочные и солнечные часы. Кстати, в экспозиции есть и уникальный карманный солнечный хронометр, помещающийся на ладони, который был изготовлен в XIX веке в Китае. Его складной гномон (специальная стрелка) с помощью вмонтированного в корпус компаса устанавливается строго на север.
Существенный недостаток солнечных часов заключался в том, что возможность узнать с их помощью время напрямую зависела от небесного светила. То есть ночью часы не работали. Тогда были придуманы водяные и огневые хронометры.
Механизм первых — совершенно простой. Ведро с делениями внутри и отверстием определенного диаметра на дне заполнялось водой, и о времени судили по мере ее вытекания.
Огневые часы были более хитроумным изобретением, родиной которого считается Китай. Время на них определялось длительностью горения прута или свечи, на которую были нанесены деления. Огневые часы в виде прута представляли собой спиралеобразный фитиль, установленный на длинной палочке, которая крепилась на металлическом блюде. Он изготавливался из проволоки, покрытой смесью дегтя с деревянными опилками. Отрезки времени обозначались металлическими шариками, укрепленными на спирали. Когда обмотка прогорала, он со звоном падал на блюдо. Часто такие часы использовались для освещения, однако они грешили неточностью.
Часы башенные, каминные, напольные…
В следующем зале вы сможете увидеть макеты и изображения наиболее известных башенных часов мира, а потом погрузиться в роскошь дворцовых интерьеров.
Здесь представлены одни из самых роскошных часов коллекции — религиэзы, выполненные в технике «буль», названной по имени ее автора. Такой стиль господствовал в XVII веке во Франции. Часы изготавливались из ценных пород дерева, в данном случае из палисандра, с инкрустацией из бронзы и черепахового панциря. Корпус настольных часов украшают литые фигурки коней — символа быстротечности времени, а центральный барельеф иллюстрирует древнегреческий миф о Фаэтоне — сыне Гелиоса, который решил прокатиться на небесной колеснице своего отца.
Рядом можно увидеть символ старой Англии — напольные часы XVIII века. Все три представленные в экспозиции экспоната прекрасно сохранились, их прямоугольные высокие корпуса-шкафы и механизмы недавно были отреставрированы. Специалисты утверждают, что эти часы не вышли из моды в консервативной Англии до сих пор.
На следующем этаже любители роскоши наверняка оценят каминные часы, которые украшает внушительная фигура Афина Паллада. Ее в начале XIX века отлил из бронзы знаменитый мастер Пиат. Композиция представляет собой древнегреческую богиню, не в тунике и на пьедестале, как это было принято в эпоху наполеоновских войн, а в полном воинском облачении. Кстати, Павел Курдюков приобрел эти часы в Чите, где работала его выставка. Впрочем, остается только гадать, как шедевр оказался в Сибири?
Рядом можно увидеть часы — мини-памятник сенбернарам. На них в золоченой бронзе изображена собака Барри, которая спасла жизнь сорока человек. Среди них был маленький мальчик, которого французский автор также изобразил в этой скульптурной композиции. Барельеф под часовым механизмом показывает сценку из жизни Сан-Бернарского монастыря: монах в окружении альпийских гор указывает путь человеку, которого спасла собака.
Универсальные механизмы
Хронометры в витринах, посвященных европейскому часовому делу XIX начала XX века, вряд ли кого-то оставят равнодушными. Время технического прогресса, когда появилась железная дорога, телефон, телеграф, граммофон, провоцирует часовых дел мастеров на изобретательность.
Оригинально и роскошно выглядят часы-паровоз медного цвета с двигающимися колесами и часы — паровой двигатель, также создающие иллюзию работы, в корпуса которых вмонтированы барометр, термометр и компас. Кстати, наличие в одном приборе разных измерительных механизмов было приметой времени. Рядом можно увидеть часы-маятник, которые в своем хоботе держит слон, и часы-скелет, лишенные корпуса.
Необычно выглядят немецкие часы — лепестковый календарь, внутри которых в два яруса за стеклом вмонтированы бумажные листочки с цифрами. Причем верхние переворачиваются через каждый час, а нижние — через минуту. Рядом можно увидеть и часы копилку, завести которые можно только после того, как в корпус будет опущена монета. Здесь же представлены музыкальные часы и часы-фонтан, воду в которых имитирует столбик из горного хрусталя.
С кукушкой и с зеркалом
Часы с кукушкой — родом из Германии. В этом вы убедитесь, познакомившись в экспозиции с изделиями самых известных немецких фабрик: «Густав Бэкер», «Юнганс», Гамбургско-Американская фабрика часов, «Кинсли». Более того, на долгие годы они стали символом часового дела Германии. Там же, где впервые придумали кукушку, появились и первые дешевые ходики, превратившие часы из предмета роскоши в доступный для всех слоев населения механизм. Самыми популярными стали часы, циферблат которых изображал животное или человека с двигающимися глазками
На противоположной стене экспозиции можно проследить, как развивалось часовое дело Японии, расцвет которого пришелся на XIX— начало XX века. Естественно, мастера из Страны восходящего солнца во многом опирались на европейский опыт. Однако изделия японских часовщиков отличала простота, изящество и функциональность. Например, в музее можно увидеть часы-зеркало известной фирмы «Сэйко».
Деревянный хронометр
Только не подумайте, что это просто часы в деревянном корпусе. На стенде, посвященном русскому часовому делу, самым ценным и уникальным экспонатом являются карманные часы мастеров Бронниковых из Вятки. Так вот, из дерева были сделаны все детали корпуса и часового механизма: стрелки, циферблат, шестеренки — все, кроме стальной пружины. Впервые чудо-часы изготовил мастер Семен Бронников, в 1837 году они произвели фурор на Нижегородской ярмарке. Потом дело отца продолжали сыновья. Специалисты утверждают, что таких часов в мире осталось чуть более 40.
Голубиные и космические
Один из последних стендов экспозиции представляет уникальную коллекцию технических часов. Какие только механизмы здесь ни увидишь! Часы из самолета, шахматные, автомобильные из старого «Мэрседеса» и «Победы», из японской часовой мины, советского танка «Т-43» и немецкого танка «Тигр», морской хронометр и т.д. Но самые необычные — голубиные часы. Появились они в музее десять лет назад, когда Ангарск посетила делегация из Бельгии, в которой был господин де Лиль. По словам Нины Крыловой, он посмотрел и сказал: у вас прекрасная коллекция, но нет голубиных часов, я вам их пришлю. Работники музея примерно через месяц получили посылку, в которой лежала пара часов для проведения голубиных соревнований, чрезвычайно популярных в Бельгии. Суть механизма в том, что, когда голубь стартует, его номерок опускают в одну из ячеек механизма, который тут же фиксирует время вылета на бумажной ленте; когда он прибывает в пункт назначения, ту же процедуру проделывают на вторых часах. Потом комиссия вскрывает механизм и по времени, зафиксированному на ленте, определяет победителя.
Безусловно, уникальны часы с орбитальной станции «Салют», которые подарил музею космонавт, почетный гражданин города Ангарска Георгий Гречко. Он посетил экспозицию в 1978 году и даже познакомился с Павлом Курдюковым.
Не менее любопытны табельные американские часы. Они фиксировали рабочее время с помощью карточки, которую ставили на компостер во время прихода на работу, обеденного перерыва и после трудового дня.
Разломанное время
Завершают экспозицию современные часы. Самыми эффектными, пожалуй, являются часы, циферблат которых каждый час, разламывается на три части, словно лепестки, раскрываясь в разные стороны. Сотрудники музея называют эти японские часы фирмы «Ритм» настоящим символом времени в XXI веке. А рядом в витрине можно увидеть еще один любопытный символ эпохи — серебристый надувной будильник, который, кстати, несмотря на странный внешний вид, — вполне рабочий. Его привез из Таиланда для музея юный ангарчанин, чей поступок еще раз подтверждает, что традиции музея живут по сей день.
— За несколько веков этот прибор стал неотъемлемой частью нашей жизни, — отметила Нина Крылова. — Это техническое, прикладное, художественное произведение и предмет, который передавался из поколения в поколение. Мы же отмечаем определенную мистическую сущность часов, прибора, который олицетворяет время. Часто у нас в музее проходят любительские спектакли, музыкальные салоны, и часы начинают звучать удивительно вовремя, как будто по сценарию. Ведь они показывают разное время, чтобы посетитель за время экскурсии услышал разные звуки. А наши хранители говорят, что тиканье часов умиротворяет и успокаивает.