Андрей Козлов: В кризис для нас главное — достойно содержать социальную сферу
Еще пару лет назад, когда слово «кризис» не употреблялось в контексте «мировой финансово-экономический», Ангарск был в центре сразу нескольких амбициозных региональных проектов. Агломерация, строительство нового аэропорта, логистические центры, особая экономическая зона — это были опорные точки развития Ангарского муниципального образования. Жизнь внесла жесткие коррективы в эти планы. О новых точках роста для района и о жизни в условиях кризиса корреспондент газеты «Областная» беседует с мэром Ангарского муниципального образования АНДРЕЕМ КОЗЛОВЫМ.
— Андрей Петрович, как районный бюджет почувствовал на себе дыхание мирового кризиса?
— Да, наверное, так же, как и везде, — собираемость подоходного налога снизилась на 25-30%. Но это общая тенденция по стране. Данному процессу есть простое объяснение. В канун кризиса малый и средний бизнес начали выходить из тени и отказываться от серых схем выплаты заработной платы. Это было хорошо как для самих работников предприятий, так и для районного бюджета. Но тут случился кризис — предприниматели вернулись к выдаче зарплаты в конвертах и снова начали двойную бухгалтерию. Для нас это главный минус кризиса, так как основными налогами, формирующими нашу доходную базу, являются подоходный налог и налог на аренду земельных участков.
— Доходы в бюджет резко упали. Как в этой ситуации были расставлены приоритеты? Какие программы урезались, а какие оставались без изменений?
— В конце 2008 года мы не могли дать точный прогноз, как долго будут продолжаться негативные явления в экономике. За развитием ситуации мы следили и в первом квартале, но основные корректировки в бюджет были сделаны по итогам полугодия. Понятно, что заработная плата работникам бюджетной сферы и налоги должны выплачиваться вовремя и в полном объеме. Здесь без вариантов. Все остальное рассматривалось по остаточному принципу.
— На что не хватило денег?
— Нам пришлось остановить строительство новой школы в микрорайоне 7а. Это практически сдаточный объект высокой степени готовности — оставалась только внутренняя отделка. Для окончания работ на 2009 год в бюджете было заложено 30 миллионов рублей. Надо сказать, что это не простая школа, а для нашего региона уникальная — здесь разместятся детский сад, школа искусств, плавательный бассейн с пятью 25-метровыми дорожками. Но все же скрепя сердце мы остановили работы. Восстанавливая после пожара ДК «Энергетик», мы успели сделать только фасад, холл и помещения первого этажа. В этом году планировалось отремонтировать второй этаж, где располагается клубная часть, но пока и эти работы отложены до лучших времен. На 2009-2010 годы был намечен капитальный ремонт восточной трибуны на стадионе «Ангара» — там требуется усиление несущих конструкций и работы по гидроизоляции. Пришлось вычеркнуть эту строку расходов в бюджете. Кстати, что касается капитальных ремонтов, нам пришлось свернуть все запланированные работы, оставили только те, которые были начаты в 2008 году и перешли на 2009-ый.
— Среди объектов вы не перечислили перинатальный центр, новоселье в котором с нетерпением ждут жители города и сами медики. Сдача роддома сначала планировалась на май, потом переносилась на летние месяцы, потом на сентябрь… Проблема также в отсутствии финансирования?
— В том-то и дело, что проблема не в этом! Нынче нам пришлось выбирать, куда направить деньги — на окончание работ в школе в микрорайоне 7а или в роддоме. Оба объекта заканчивать одновременно у нас не было возможности, и нелегкий выбор был сделан в пользу перинатального центра. В блоке «Г» родильного дома закончены строительные работы, завезено и смонтировано все высокотехнологичное оборудование. Но на самом финише специалисты стройнадзора составили заключение, включающее 36 замечаний. Мы в шоке от сложившейся ситуации, потому что для исполнения всех требований нужны десятки миллионов рублей. Ситуацию с бюджетом я уже обрисовал — дополнительных денег на объект просто нет. Возникает вопрос, где они были на стадии согласования проекта и начала работ. Почему-то замечания появились, когда все построили, побелили и отмыли. Нам просто выкручивают руки! Хотя я уверен, что мы могли бы прийти к консенсусу. В новом корпусе соблюдены все требования безопасности, и, если сравнивать со старым роддомом, это просто два разных века — XX и XXI.
— Андрей Петрович, вы уже подвели итоги летнего отдыха детей. Пришлось ли экономить на этом?
— Нет. Для нас это такая статья расходов в бюджете, на которую даже в кризис рука не поднимается. Детский летний отдых — это одна из самых сильных и успешных муниципальных программ, которая всегда выполняется на 100%. В этом году из бюджета было выделено около девяти миллионов рублей на организацию летнего отдыха. Деньги были потрачены на приобретение путевок для маленьких ангарчан в летние оздоровительные лагеря, организацию работы летних трудовых лагерей и «площадок». В нашем районе уже не первый год работают «отряды мэра», в которых задействованы старшеклассники, оставшиеся на лето в городе, и желающие поработать с младшими детьми в городских дворах.
— Муниципальные летние лагеря есть в районе?
— Все, какие были, за исключением одного, переданы на баланс областного бюджета. Остался единственный муниципальный лагерь «Казачье войско», который передан в аренду казакам. Там работают в основном с трудными подростками, которые направляются на отдых комиссией по делам несовершеннолетних. Как показывает практика, казаки с детьми работают очень эффективно. Зачастую воспитателями или, как их там называют, есаулами, становятся те, кто в свое время сам отдыхал в этом лагере. Каждый год летом я посещаю несколько лагерей и проверяю условия проживания детей.
— В одном из своих интервью вы высказали мысль о преобразовании района в городской округ. По сути дела, это структура муниципальной власти, существовавшая в районе до вступления в силу федерального закона N131 об общих принципах организации местного самоуправления…
— Положа руку на сердце, я могу сказать, что пресловутый 131-й закон ударил по району гораздо сильнее, чем кризис. К примеру, мы постоянно соревновались с городом Братском, с которым у нас примерно одинаковые численность населения и промышленный потенциал. Однако сейчас наши бюджеты, включая межбюджетные трансферты, различаются, как небо и земля. Логика закона и межбюджетные отношения прописаны так, чтобы, с одной стороны, не мешать самодостаточным городским округам, с другой стороны — помогать дотационным районам. В этой ситуации Ангарское муниципальное образование выпадает и из первой, и из второй категорий. В результате мы теряем огромные суммы денег из областного фонда поддержки, а, по предварительным подсчетам, на следующий год не получим вообще ни копейки.
— В области есть еще территории, попавшие в подобное положение?
— В нашей области таких больше нет, но я знаю, что в соседнем Красноярском крае реформирование негативным образом коснулось шести территорий. Но на уровне региональной власти было принято решение, и эти районы стали городскими округами.
— У вас есть собственные предложения по выходу из сложившейся ситуации?
— Здесь прежде всего необходима политическая воля руководства области. Изменение границ и статуса муниципального образования — это полномочия депутатов Законодательного собрания. Я считаю, что необходимо преобразовать Ангарский район в городской округ. То есть вернуться к старой схеме, когда мы были единым муниципальным образованием, куда входили Мегет, Савватеевка, Одинск и Ангарск. Одним из аргументов может быть тот факт, что раньше была одна администрация, а сейчас их в районе целых пять. Преобразование приведет к сокращению чиновничьего аппарата и более оптимальному использованию собственных бюджетных средств. И главное — будет одно видение перспектив развития района.
— Агломерация, строительство нового аэропорта, логистические центры, особая экономическая зона — это были опорные точки развития Ангарского муниципального образования. Как район пережил расставание с весьма перспективными мечтами?
— Сейчас идет работа над изменением программы социально-экономического развития района до 2017 года, откуда вычищаются все перечисленные объекты. Принять обновленный документ планируется на заседании районной думы до конца этого года. Помимо этой программы, была также составлена схема территориального планирования, которая, естественно, учитывала агломерацию, аэропорт и кольцевую дорогу до него, строительство в районе Мегета города-спутника… Кстати, эту схему наш район составил одним из первых в области, а сейчас ее нужно переделывать практически заново. Понятно, что и программа развития района, и схема претерпят существенные изменения.
— Андрей Петрович, а в чем сейчас вы видите точки роста в районе? И есть ли они вообще?
— Ситуация изменилась, но по-прежнему мы считаем перспективной территорию площадью 20 квадратных километров, расположенную за электролизно-химическим комбинатом. Она очень привлекательна с точки зрения строительства здесь промышленных мощностей — уже имеются готовые коммуникации. Мы не планируем размещать там предприятия, связанные с переработкой нефти или газа. Мы видим там высокотехнологичные предприятия.
— Инвесторы интересуются?
— Инвесторы сейчас попрятались и решают свои проблемы. Но кризис все равно когда-нибудь закончится, а с точки зрения перспективы 2017 года это является направлением, которое необходимо развивать. У нас идут переговоры с крупными мировыми производителями, но пока говорить о чем-то конкретном еще рано.
— Что превалирует в работе над бюджетом 2010 года в ваших ожиданиях — оптимизм или тревога?
— По жизни я оптимист, но на 2010 год у нас пессимистический сценарий развития экономики. Сейчас речь идет не о рывках в развитии, а о сохранении того, что наработано в прошлые годы. Главное для нас — достойно и в полном объеме содержать социальную сферу.