Прибыль в законе
Прокурор предложил проверять доходы чиновников на легитимность
Каждый второй россиянин хоть раз в жизни решал свои проблемы с помощью взятки. До 40% молодых людей, согласно соцопросам, не видят в коррупции ничего плохого. Вместе с тем борьбу с этой страшной болезнью, поразившей российское общество, президент провозгласил одной из главных задач государственной политики. В нашей стране сформирован целый пакет антикоррупционных законов, созданы специальные общественные структуры, даже Черкизовский рынок в Москве – непотопляемый источник коррупции и контрабанды – наконец-то закрыт. Однако число нечистых на руку чиновников, милиционеров, бизнесменов все еще велико. Как сделать так, чтобы в России взятки не брали и не давали? На эту тему дискутировали участники секции «Право против коррупции» форума «Стратегия 2020», проходившего в Иркутске 18 сентября.
Силами гражданского общества
«Затравку» для обсуждения региональным экспертам представил видный российский правозащитник, директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод. Усилия людей, направленные на излечение вечной социальной болезни под названием «коррупция», эксперт сравнил с методическим упорством героини пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»: Валентина постоянно чинила заборчик, который прохожие то и дело ломали, а на вопрос «Зачем?» отвечала: «Должен быть порядок». Для его обеспечения в России уже принят ряд серьезных документов: национальный план по борьбе с коррупцией (август прошлого года) и аналогичный федеральный закон (декабрь-2008), ратифицированы две международные конвенции, а тема государственного и общественного противодействия коррупции широко обсуждается на различных площадках. Возникает вопрос: как, имея цивилизованный пакет законов, международные правовые нормы, желание граждан побороть коррупцию, начинать добиваться в этом направлении ощутимых успехов?
По мнению Александра Брода, в общей стратегии антикоррупционной деятельности особо важна роль неправительственных организаций. Эксперт рекомендует открывать в регионах приемные для правового консультирования граждан с привлечением профессиональных адвокатов и правоведов, создавать общественные комиссии при органах власти. Региональные общественные палаты и уполномоченные по правам человека, по мысли правозащитника, должны проводить антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов и законопроектов, отстаивать в суде интересы граждан, пострадавших от коррупции.
Стоит отметить, что доступ к законодательной базе может получить любой гражданин, зарегистрировавшийся в Министерстве юстиции РФ. Каждый вправе проинспектировать законы и высказать свои предложения по их усовершенствованию. Также эксперт предложил ужесточить наказание за покушения на журналистов, расследующих коррупционные скандалы, приравняв их по статусу к общественно-политическим и государственным деятелям. С такой инициативой в настоящее время выступает Общественная палата РФ.
– Важно формировать коалиции из общественных организаций, журналистов, представителей бизнеса, чтобы регулярно вести цивилизованную общественную дискуссию с участием экспертов, чиновников, правоохранителей, обсуждать острые вопросы и тем самым создавать среду прозрачности на законодательном и исполнительном уровнях, – уверен Александр Брод.
Серьезную роль играет и общественное порицание коррупционеров. Так, в 1988 году в Норвегии разразился «чудовищный» скандал вокруг премьер-министра, которая совершила «ужаснейшее преступление» – в воскресный день воспользовалась служебным автомобилем, чтобы выехать за город на целых 20 км! И это чуть не стоило ей кресла. Аналогичный случай произошел в этом году в Германии – служебный транспорт в личных целях использовала министр здравоохранения, отдыхая в Испании. Пожалуй, не осталось ни одной местной газеты, которая бы за это не «прополоскала» чиновницу, которая, вероятнее всего, лишится должности.
Усилить гражданский антикоррупционный контроль, по мнению старшего преподавателя Иркутского госуниверситета Алексея Петрова, позволит региональная программа политического и правового просвещения населения. Первыми в России такой документ приняли в Пермской области. Как отметил Александр Брод, пять лет назад была разработана соответствующая федеральная целевая программа, которая должна была охватывать высшие и средние учебные заведения, но в Госдуме пока не рассматривалась.
Включить правовые механизмы
Другой федеральный эксперт – глава правления Общественного Совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Константин Цыбко – основным инструментом борьбы с коррупцией считает право. На его взгляд, в законодательстве изначально заложены предпосылки для коррупционных действий. Взять нормативно-правовые акты в сфере экологии и природоохранной деятельности, касающиеся, в частности, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. По словам эксперта, эти нормы предоставляют чиновникам право выбора:
– Есть законы, запрещающие загрязнение водного источника. Но есть и такие нормы, которые позволяют комбинату функционировать. И у кого больше коррупционный ресурс, больше денег, – а это, конечно, собственник, – тот и примет окончательное решение, естественно, более выгодное для себя.
Таким образом, уверен Константин Цыбко, в законах должен быть прописан только один вариант действий без каких-либо исключений и лазеек. Например, в 2003 году в Германии было принято решение о запрете любых полигонов на территории страны, с 2005-го оно вступило в силу и действует по сей день. Аналогичный пример – полный запрет игорного бизнеса в России.
При этом коррупцию в экологии Константин Цыбко называет глобальной (по сравнению, скажем, с дачей взятки гаишнику), а потому самой страшной, ведь последствия ее угрожают россиянам как нации:
– Коррупция есть везде, наша страна здесь не лидер. Но я никогда не слышал о том, чтобы в каком-то европейском государстве чиновник за деньги разрешил загрязнить озеро или лесной массив. Дело в том, что там коррупционер собирается жить в своей стране, а у нас те, кто загрязняет окружающую среду, намерены переехать в экологически чистые места.
Более того, по мнению эксперта, экологическая коррупция сдерживает развитие инноваций в России:
– Все западные технологии, которые мы хотим перенять, являются «зелеными» и требуют внедрения целой системы мер экологической безопасности. И когда собственник предприятия начинает задумываться, нужна ли ему эта технология, он сравнивает две цифры: стоимость ее внедрения и сумму, которую можно заплатить, чтобы не соблюдать требования экологии. И второй прайс всегда на порядок меньше.
Предъявите завещание, или сказки о бабушкином наследстве
Продолжая тему борьбы с коррупцией законодательными методами, прокурор Иркутской области Игорь Мельников отметил, что в сегодняшних условиях невозможно гоняться за каждым взяточником, а потому надо продумать такие «правила игры», которые бы просто не позволяли совершать противоправные действия:
– Поскольку конечная цель любого коррупционера – это личное обогащение, прежде всего, деньги, то хорошо бы было принять на федеральном уровне закон, обязывающий каждого чиновника и работника правоохранительных органов при заключении той или иной сделки на определенную сумму доказывать легитимность происхождения своего дохода. А то у нас получается так, что, давая миллионы на покупку яхты или виллы, чиновник с улыбкой говорит о том, будто нашел деньги на дороге или получил в наследство от бабушки. Раз так – пусть предоставит нотариально заверенное завещание.
В своем предложении Игорь Мельников предусмотрел и ответ на возможные возражения оппонентов, ссылающихся на конституционный принцип презумпции невиновности:
– Никто не обязан доказывать, что не виновен. Если человек посвящает себя служению государству, он должен добровольно возлагать на себя какие-то обязанности, например по декларированию своих доходов. Никто же не возмущается президентским пакетом законов, в которых четко прописано, кто и какие декларации должен подавать. Думаю, одним таким законом мы выбьем около 80% почвы, на которой сегодня зиждется коррупция.
Идею прокурора единогласно поддержали все участники секции. А заместитель руководителя Центрального исполнительного комитета «Единой России» Андрей Ильницкий добавил, что не видит никаких препятствий тому, чтобы все чиновники, подобно президенту России, размещали в открытых источниках сведения о своих доходах.
Вместе с тем существует масса довольно экстравагантных предложений по противодействию коррупции. Так, участники московского форума посчитали необходимым, чтобы стены чиновничьих кабинетов были прозрачными, в каждом из них устанавливалась видеокамера, фиксирующая работу госслужащего на протяжении всего дня, а посетители совершенно законно могли приносить с собой на прием диктофон или видеокамеру, дабы обезопасить себя от фактов вымогательства и других коррупционных действий.
Весьма неожиданным стало предложение депутата Законодательного Собрания Иркутской области Юрия Фалейчика об устранении такого коррупционного института, как чиновничество:
– Чин – это понятие, которое делит людей на категории. У нас появились пирамидки чиновников: федеральные, региональные, муниципальные, мы им придали целый набор атрибутов. Получается, что, с одной стороны, мы заявили о построении демократического государства, а с другой – законодательно закрепили неравенство граждан. Это одна из фундаментальных основ коррупции, институционально закрепленная в нашем обществе.
Диалог здоровых элит
Итоги работы секции федеральные эксперты назвали конструктивными:
– Все сошлись в одном: без системы законодательства, изменения правовой системы – а это уже началось – мы ничего не добьемся, – подчеркнул Константин Цыбко.
– Порадовала высокая активность участников секции. Ясно, что в Иркутске развиты общественные организации, журналистское сообщество, многие осознают опасность болезни «коррупция», которая тормозит развитие общества и государства в целом. Некоторые участники высказывали важные идеи по совершенствованию федерального законодательства и любопытные предложения по усилению общественной активности. Чем больше мы будем дискутировать на эту тему, тем более быстрыми темпами будет формироваться коалиция власти, общества, СМИ и некоммерческих структур, отрабатываться конкретные приемы противодействия коррупции, которая поразила многие сферы нашей жизни и приобрела системный характер, – отметил Александр Брод.
– Форум оказался несколько тесен для региональных элит. Был виден запрос с их стороны на такой диалог. Нужно отметить, что мы не уходили от самых острых вопросов и жестких выступлений, любые точки зрения на форуме имеют право на существование. И то, что люди их не боятся высказывать, является признаком здоровых элит, с чем я Иркутскую область и поздравляю, – резюмировал Андрей Ильницкий.