02.10.2009 12:00
Рубрики
Культура
Теги
02.10.2009 12:00

Стань соучастником

Творчества художников из Верхней Савойи

Соприкосновение с актуальным или современным искусством настораживает неподготовленного зрителя. Чтобы оценить его, рядовому гражданину, воспитанному на реализме, не хватает элементарной «насмотренности». Поэтому и оторопь берет при виде, например, портретов, где вместо голов нечто вроде пятен Роршаха. Понять смысл такого творчества, по мнению большинства, способны только профессиональные искусствоведы.

Такие мысли навевает выставка «Две недели одним взглядом», открывшаяся в Доме-музее им. В. Рогаля. Свои картины, инсталляции и фотографии представили шесть художников из департамента Верхняя Савойя (Франция). Работы были сделаны по итогам двухнедельного вояжа по Иркутску и Байкалу. Как отметила на открытии начальник муниципального управления культуры Светлана Домбровская, в 2010 году во Францию с аналогичной миссией отправятся иркутские художники. Некоторые их работы останутся в Верхней Савойе, а часть экспозиции будет подарена Иркутску. В 2011 году планируется большая совместная выставка – подарок к юбилею столицы Прианагрья.

– Творчество французских художников, может быть, несколько непривычно нашему взгляду, потому что они работают в современной манере, но такой взгляд имеет полное право на жизнь, – сказала Светлана Домбровская. – Кстати, гости были восхищены нашим классическим художественным образованием и признали, что в этой сфере мы на порядок выше. Во Франции нет такой государственной системы раннего эстетического воспитания, там превалирует частная студийная форма работы.

Кстати, серия вышеупомянутых портретов носит поэтическое название «Состояние души». По словам автора Кристофа Миралеса, на создание картин его вдохновило стихотворение Александра Блока, а холстом послужили географические карты Иркутской области, в некоторых местах они проступают сквозь краски.

На другой стене – более традиционная графика. Однако она непривычного формата: на длинном узком планшете, с элементами коллажа и в сопровождении текстов на французском языке. Это «Путевые заметки» Жана-Пьера Монмасона, в которых он запечатлел церкви, деревянные домики, улочки и женские ножки.

Однако самые яркие впечатления посетители получили от вернисажа во втором зале, где они из зрителей превратились в соучастников творческого процесса. Стоило только заинтересоваться фотоработами, как к тебе через переводчика обращалась фотохудожник Сигрид Коггинс и предлагала принять участие в качестве творца. Будущего соавтора она усаживала напротив себя, в фокусе видеокамеры. Участнику нужно было нарисовать портрет художницы, сохраняя визуальный контакт и не глядя на лист бумаги. Все происходящее помощник Сигрид Коггинс фиксировал на видео.

– Участвуя в этой инсталляции, человек становится соавтором, это игра с границами, – считает фотохудожник. – Человек может почувствовать себя творцом, а мне интересна игра взглядов, которая происходит в этот момент. Этим проектом я занимаюсь уже пять лет в разных странах, однако в России впервые. На мой взгляд, Иркутск – город контрастов, а что касается людей, то они здесь просто замечательные.

Между прочим, выступая в такой необычной роли, посетители выставки, по их словам, действительно получали новый опыт, но самое главное – положительные эмоции и возможность увидеть собственный портрет в каталоге, который Сигрид Коггинс издает после каждой инсталляции.