02.10.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
02.10.2009 12:00

Гражданская оборона: 77 лет на защите населения

В этом году системе гражданской обороны страны исполняется 77 лет. Днем ее рождения считается 4 октября 1932 года. Тогда Совет народных комиссаров утвердил положение о создании в СССР противовоздушной обороны. Свое боевое крещение она прошла во время Великой Отечественной войны – под массированными бомбовыми ударами немецких «Юнкерсов». Впоследствии военный опыт был обобщен и положен в основу гражданской обороны мирного времени. Сейчас система ГО переживает этап реформирования, который должен завершиться к 2015 году.

20 лет назад, вспоминают ветераны гражданской обороны, на окнах многих госучреждений и предприятий висели скрученные плотные шторы. Ими пользовались при проведении учений по светомаскировке. В таких учениях принимали участие по 200–300 тыс. человек одновременно. Многие достижения СССР в области ГО стали историей. Переходный период от советской модели ГО к российской пусть медленно, но все-таки движется вперед.

– Поскольку потенциальному противнику интересны, прежде всего, «лакомые кусочки» в виде крупных промышленных объектов, система гражданской обороны сегодняшнего дня в первую очередь направлена на защиту категорированных городов, где сосредоточены объекты экономики, имеющие большую стратегическую важность, – рассказывает заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области подполковник Евгений Гоголев. – В Иркутской области таких городов шесть: Иркутск, Братск, Ангарск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Черемхово. В военное время предприятия этих городов будут обеспечивать потребности страны для ведения военных действий, например Иркутский авиазавод или Братская ГЭС. Очевидно, что производственную базу таких предприятий вывезти за город невозможно, поэтому помещения и люди, которые в них работают, должны быть максимально защищены системой гражданской обороны.

Одним из способов защиты являются сооружения, в которых в период Великой Отечественной войны люди укрывались от бомбовых ударов. Сегодня они предназначены для защиты населения в случаях применения оружия массового поражения.

– Вне зависимости от глубины, на которой находится защитное сооружение, оно должно выдерживать нагрузку ударной волны от одного килограмма на один квадратный сантиметр, – продолжает Евгений Гоголев. – Оно полностью автономно. Одновременно в крупных защитных сооружениях могут находиться до полутора тысяч человек. Там есть необходимые запасы воды, продуктов, система воздухо- и энергоснабжения, канализация. Кроме того, в первые сутки ЧС власти обязаны организовать строительство открытых и перекрытых щелей внутри убежищ. Такие траншеи защищают от воздушной ударной волны и частично укрывают от проникающей радиации.

Для главы региона, который на время ведения военных действий становится руководителем гражданской обороны региона, в защитном сооружении есть пункт управления ГО. Кроме того, по словам Евгения Гоголева, еще есть подвижный пункт управления. Это машины, укомплектованные средствами связи. Они могут функционировать в автономном режиме в течение двух недель. Такой мобильный пункт управления предназначен для работы губернатора и председателя КЧС во время их выезда на место ЧС. Один из ярких примеров – землетрясение, которое произошло 27 августа прошлого года в Слюдянке. Через три часа после первых толчков машины прибыли на место и начали передачу видеоинформации.

– Людей во время ЧС эвакуируют из опасной зоны и снабжают средствами индивидуальной защиты: взрослых – противогазами и респираторами, детей – специальными камерами. Но для того, чтобы защита людей не превратилась в панику, в мирное время должны проводиться тренировки, – подчеркивает Евгений Гоголев.

На крупных предприятиях такие тренировки проходят ежегодно. На практике проверяется работа системы оповещения, отрабатываются действия работников по сигналу воздушной тревоги. Однако в настоящее время массовых командно-штабных учений с участием всех жителей города не проводится.

– Одна из главных причин кроется в разных формах собственности предприятий. Если раньше народ в лице государства (или государство в лице народа) был хозяином-монополистом, то теперь у него появилась масса конкурентов – от крупных до малых собственников. Все они играют по своим правилам. И соблюдение требований гражданской обороны для многих – исключение. Однако административная ответственность за неисполнение требований в законе прописана, – говорит Евгений Гоголев. – Законодательная база есть, и Главное управление проводит серьезную работу в отношении собственников защитных сооружений. Вместе с тем, трудно заставить руководителя восстановить защитные сооружения. Некоторые возмущаются, что им в наследство досталось затопленное бомбоубежище, которое уже потеряло всякие защитные свойства. Тем не менее, понимание со стороны многих руководителей есть, они вкладывают деньги, покупают новое оборудование, приводят в порядок защитные сооружения, проводят тренировки.

По словам Евгения Гоголева, новое правительство региона с пониманием относится к вопросам безопасности населения:

– Губернатор, равно и как главы муниципальных образований, руководители предприятий и учреждений несут персональную ответственность за выполнение мероприятий ГО на подведомственных им территориях. Их взаимодействие с системой органов ГО может дать положительный результат в вопросе обеспечения защиты населения Иркутской области в случае опасности.

Переходный период реформирования системы гражданской обороны должен завершиться к 2015 году. К этому времени, говорит Евгений Гоголев, будут отточены ее основополагающие принципы: это защита населения от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

– Тогда, при условии максимальной реализации всех поставленных задач, можно будет говорить об эффективной работе системы гражданской обороны в нашей стране.